Ссылки для упрощенного доступа

Фестиваль "Кинотавр" в Сочи



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.



Дмитрий Волчек: В Сочи подходит к концу фестиваль «Кинотавр». Нашему специальному корреспонденту Марине Тимашевой большая часть фильмов, включенных в конкурсную программу, не понравилась.



Марина Тимашева: Фестиваль «Кинотавр» очень полно представляет картину российского кино, но пока она не выглядит утешительный. На сей день сердца критиков и зрителей могут успокоиться только на одном фильме, он называется «Простые вещи» и снят Алексеем Попогребским. Имя его известно, поскольку фильм «Коктебель», сделанный в соавторстве с Борисом Хлебниковым, стал обладателем специального приза жюри на одном из Московских международных кинофестивалей. В прошлом году многих кинонаград удостоился фильм Бориса Хлебникова «Свободное плавание», в этом году в самостоятельное плавание пустился и Алексей Попогребский. Уже очень давно назрела необходимость в том, чтобы на экраны вышел фильм об обычных людях, с которыми мы могли бы себя отождествить. Задача эта казалась фактически невыполнимой, то ли дело снимать кино про олигархов, сутенеров, бандитов и прочую экзотику. Так вот, Алексей Попогребский справился с этой задачей. Он нисколько не приукрашивает нашу жизнь, но относится к ней и к нам с вами с пониманием и дружелюбием, чем и полюбился большинству людей.


Остальные фильмы вносят раскол в профессиональную среду. Основные споры разгораются вокруг трех конкурсных фильмов. Это, начнем с нее, картина Киры муратовой «Два в одном». Родовые признаки картин Муратовой налицо – эксцентричный формальный прием, люди-марионетки, абсурд как норма жизни. Нормой жизни, ставшей давно и кинематографической нормой, оказывается заодно инцест. Старый сладострастник в исполнении Богдана Ступки состоит в недвусмысленных отношениях с собственной дочерью. На вопрос, не патологичен ли такой персонаж, сама Кира Муратова ответила, что так отнестись к нему могут только дураки. Дураков оказалось довольно много.


Второй фильм, вокруг которого разворачиваются дискуссии, – это дебют режиссера Алексея Мизгирева «Кремень». Кремень – юноша из провинции, после службы в армии явившийся в Москву. Если он чего решил, то выйдет обязательно. А решил он, что для достижения цели – жениться на определенной девушке – хороши все средства. Этот отморозок мстит, избивает, убивает, предает, и на челе его высоком не отражается решительно ничего. Кровь заливает экран, мозги разлетаются по стенам, по городу идет нечто среднее между отупевшим Плюмбумом и лишенным полностью обаяния Данилой Багровым из фильма «Брат». Сам режиссер, что ясно из его интервью, поведение своего героя не одобряет, но считает его героем нашего временем. Фильм снят компанией СТВ, той же, что делала «Брата» и «Брата-2», и она же выпустила в свет новый фильм Алексея Балабанова «Груз-200», от съемок в котором последовательно отказались многие артисты, в том числе Евгений Миронов и Сергей Маковецкий. Алексей Балабанов - это такой мичуринец, который преуспел в пересаживании клише мирового кинематографа на российского почву. На сей раз действие происходит в 84 году, из Афганистана идут гробы с молоденькими солдатиками, а в отдельно взятом городе лютует маньяк, по совместительству милиционер. И хотя зло в лице его носителя истреблено, довольно сложно избавиться от ощущения, что фильм снимал садист. А зрители в зале могут при желании почувствовать себя мазохистами. Тут, правда, выходит и так, что во всем виновата советская безбожная власть. В том, что она породила к жизни маньяков-убийц, ее еще никто не обвинял. Многие критики объявили, однако, фильм шедевром, а в жертве маньяка увидели саму Россию, которую вечно насиловали все, кому ни лень. Удивительно только то, что ни молоденькую героиню фильма, ни, если она символизирует страну, то эту самую Россию вовсе не жаль.


XS
SM
MD
LG