Ссылки для упрощенного доступа

Реакция Польши на предложение Владимира Путина о размещении части американской системы в Азербайджане


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Алексей Дзиковицкий .



Андрей Шарый : В Центральной Европе также продолжается дискуссия относительно этой спорной проблемы. О том как оценивают в Польше предложение Владимира Путина разместить часть американской системы в Азербайджане, корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий беседовал с политологом Войцехом Бородзичем.



Алексей Дзиковицкий : Сразу же после того, как стало известно о предложении российского президента разместить часть американского противоракетного щита в Азербайджане, представитель Министерства иностранных дел Польши Роберт Шанявский заявил, что оно «ничего не меняет».



Роберт Шанявский : Мы продолжаем переговоры с американцами касательно размещения на нашей территории части системы противоракетной обороны США, так что в этом смысл, предложение России ничего не меняет. Что касается дальнейшей перспективы, то здесь судьба щита зависит от хозяев этого предложения, то есть США.



Алексей Дзиковицкий : Действительно ли предложение Путина ничего не изменило? Говорит Войцех Бородзич.



Войцех Бородзич : Я считаю, что предложение Владимира Путина практически ничего не изменило в переговорах Польши и США. Дело в том, что через несколько часов после того, как Путин сделал свое заявление, выступила Кондолиза Райс, которая сказала, что предложение России интересное, но ничего не меняет в переговорах США с Польшей и Чехией. Кстати, цель предложения Путина не в том, чтобы что-то изменить, а в том, чтобы вообще остановить переговоры. Министр Лавров ведь призвал позже Вашингтон прекратить переговоры с Варшавой и Прагой на время рассмотрения российского предложения.



Алексей Дзиковицкий : А как можно оценить то, что предложение российского президента разместить часть американского щита в Азербайджане появилась накануне визита президент Джорджа Буша в Польшу?



Войцех Бородзич : Это не случайность, но само предложение появилось не столько в связи с визитом Джорджа Буша в Польшу, сколько в связи с саммитом стран "большой восьмерки". Это был способ показать, что Россия не согласна с тем, что Польша и Чехия - страны, которые до 1989 года находились под советским влиянием, - теперь могут проводить абсолютно суверенную политику. Напомню, что одним из условий согласия России на вступление Польши в НАТО было обещание североатлантического альянса не размещать на нашей территории американские и натовские войска. Думаю, так происходит потому, что Россия не может до сих пор избавиться от имперского мышления, и не может построить демократическое общество. Такое поведение вызвано скорее комплексами бывшего огромного государства, а не появлением реальной угрозы.



Алексей Дзиковицкий : А как это меняет позицию Польши в переговорах с США и вообще как участника всех этих событий вокруг щита или она остается прежней?



Войцех Бородзич : Это предложение не имело большого влияния, что касается нашей позиции в переговорах. У нас как были, так и есть определенные условия, выполнения которых ожидают в Варшаве. Мне кажется, что этим ходом Россия оказала сама себе медвежью услугу. Я не думаю, чтобы какая угодно страна могла отказаться от размещения такой системы на своей территории после того, как ее большой и значимый сосед, каковым является Россия, заявляет, что нет - мы не разрешаем. Это означало бы, что Россия продолжает влиять на нашу часть Европы так, как когда-то СССР, ограничивая суверенитет, а до этого ни одна страна не может допустить. По-моему, такое поведение России только укрепило желание нашего правительства вести переговоры с США и веру в то, что щит нам нужен, поскольку гарантирует защиту, в том числе и от России».



Алексей Дзиковицкий : Сказал нашему радио польский политолог Войцех Бородзич.




XS
SM
MD
LG