Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 11 июня - режиссер Алексей Балабанов, лауреат завершившегося сегодня в Сочи кинофестиваля "Кинотавр". Его фильм "Груз-200" признан лучшим Российской гильдией киноведов и кинокритиков.
Алексею Балабанову 48 лет. Он родился в Свердловске. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института, кинематографическое образование получил в Ленинграде. Работал на Свердловской киностудии. В кино дебютировал в конце восьмидесятых годов с документальными фильмами, первая его полноформатная художественная картина, "Счастливые дни", вышла на экраны в 1991 году. Среди самых известных работ этого режиссера - картины "Брат" и "Брат-2", "Про уродов и людей", "Война", "Жмурки", "Мне не больно". Фильм "Груз-200" - ретро-хоррор из позднесоветских времен, как говорил сам режиссер, "о моменте слома эпохи".
О человеке дня Радио Свобода говорит кинокритик Дмитрий Савельев.
Дмитрий Савельев : Действие происходит в 1984 году. Черненко последние дни доживает. Это конец, собственно, советской жизни. Действие происходит в русской провинции. История довольно жуткая, пересказывать ее, наверное, не стоит. В ней есть и эсгумация трупа десантника-афганца, и изнасилование с помощью бутылки, и песня Юрия Лозы "На маленьком плоту", и сильнейшее чувство любви маньяка (а главный герой, безусловно, больной провинциальный милиционер) к своей жертве. Это, конечно, не бытовая история. Это метафора. Это условное кино, притом, что оно снято в гиперреалистической манере. Это очень спокойно приближено к телевизионной даже эстетике. Очень просто все снято, но при этом это осмысленная простота, такая взвешенная простота. Фильм, вообще, очень гармоничен. Это условное метафорическое кино. Это тот же самый труп, который извлекается, безусловно, больным милиционером, труп, прибывший в цинковом гробу из Афганистана погибшего десантника. Это может быть прочитано, в том числе, и как наша замечательная советская жизнь, которая благополучно доехала до нас, никуда не девалась.
Не вполне по душе определение Балабанова как "русского Тарантино". Оно не вполне точно, особенно применительно к фильму "Груз-200". Это возможно было этим термином играть в случае с фильмом "Жмурки", когда Балабанов сделал такую намеренно черную комедию из жизни 90-х, в том числе, конечно, ориентировался и на Тарантино, как образец жанра. Но это был его частный опыт. Он не имеет отношения ко всему Балабанову в целом. И, тем более, не имеет отношения к фильму "Груз-200". Это совсем не смешно. Так складывается изображение, так складывается история, так она умела снята оператором, молодым Симоновым, что метафизическая жуть просто дышим с экрана.
Было очень много дебатов. Балабанова укоряли в морализме, в том, что он предает гуманистические ценности русской культуры. Претензии к нему - это претензии тех, кто считает, что существует некоторое табу, что вещи, которые он позволяет себе, должны быть в зоне молчания. Но это абсолютно бескомпромиссный фильм. Это самый бескомпромиссный фильм Балабанова. На мой вкус, это самый его лучший фильм.