Ссылки для упрощенного доступа

Ни «да», ни «нет»: Буш ответил на предложение Путина


Видимо, Джордж Буш еще не знает, что движет Владимиром Путиным - стремление к диалогу и сотрудничеству или попытка сорвать переговоры по ПРО
Видимо, Джордж Буш еще не знает, что движет Владимиром Путиным - стремление к диалогу и сотрудничеству или попытка сорвать переговоры по ПРО

Владимир Путин сумел удивить не только Белый Дом, но и многих наблюдателей, внезапно отбросив многомесячную тактику сетований и угроз по поводу американской противоракетной обороны и предложив сотрудничество. Элегантность дипломатического хода, в общем-то, несвойственная Москве, была тут же отмечена специалистами.


Но реалистичны ли эти идеи с чисто практической точки зрения? Вот что думает по этому поводу известный американский военный эксперт, сотрудник фонда «Наследие» Бейкер Спринг:


- Я считаю, что использование радара в Азербайджане будет способствовать защите Европы, особенно в случае потенциальной иранской атаки, но лишь в качестве дополнительного инструмента раннего предупреждения. Что же касается дислокации противоракетных установок на морских платформах или на территории соседних с Ираном государств, то в теории она возможна, но для этого необходима значительная модификация существующих противоракетных систем.


- Дело в том, что сейчас Пентагон делает основную ставку на ракеты-истребители, которые должны перехватывать вражеские ракеты в средней стадии полета. Для этого необходимы пусковые площадки, находящиеся на значительном расстоянии от возможного противника. Дислокация противоракетных комплексов вблизи иранских границ потребует уничтожения иранских ракет на стадии их запуска, взлета. Для выполнения этой задачи требуются другие противоракетные системы, значительная модификация существующих, в любом случае, это дело отдаленного будущего. Так или иначе, мне кажется, что идеи президента Путина заслуживают внимания и, возможно, осуществления, но мы не должны подменять одно другим.


- Но ведь, насколько можно судить, Москва призывает Вашингтон отказаться от его собственных планов в пользу ее предложений.


- Точка зрения Белого дома, как я понимаю, заключается в том, что Россия предлагает лишь один из возможных вариантов действий. По словам помощника президента Буша по национальной безопасности Стивена Хадли, администрация ожидает, что формы возможного американо-российского сотрудничества в области противоракетной обороны будут определены в результате переговоров.


- Но необходимо четко понимать, что если за оппозицией идее противоракетной обороны со стороны России стоит ее желание возродить в какой-то мере свое влияние в бывших странах советского блока, то дипломатия не сработает. Вашингтон не позволит Москве диктовать условия его отношений со своими союзниками. Если же российское правительство искренне заинтересовано в предотвращении потенциальной ракетной угрозы, если его беспокоит распространение ядерных и ракетных технологий, то возможности для сотрудничества существуют. На мой взгляд, не исключено даже совместное использование некоторых объектов системы.


Судя по всему, политологи склонны с большим скепсисом и даже цинизмом оценивать мотивы Москвы. Они видят в этих идеях, прежде всего, политическую игру. О политическом контексте диалога говорит сотрудник филадельфийского Института внешнеполитических исследований Майкл Раду:


- Полагаю, Путин понял, что конфронтационная риторика может завести его слишком далеко, а действия России напугали многих европейцев. И тогда Кремль решил сделать шаг назад, предложив свой вариант решения проблемы ракетной обороны. Это хорошо рассчитанный ход, призванный продемонстрировать Европе, что Россия предлагает компромиссное решение, но Америка на это не идет.


- В каком положении может оказаться президент Буш, ответив на предложение Путина «Да» или «Нет»?


- Путин, вероятно, намеревался, поставить Буша политически в еще более трудное положение. Если Буш решительно ответит «нет», то он будет выглядеть как человек, желающий конфронтации, а не компромиссных решений. Если же он скажет «да», то у европейцев возникнет вопрос, зачем тогда Белый дом продвигал идею размещения радарных и противоракетных систем в Чехии и в Польше? Не лучше ли было сразу начать переговоры с Россией об Азербайджане?


- По-моему, Белый дом отреагировал на инициативу Путина именно так, как было нужно, назвав предложение интересным. В такой реакции не заложены никакие обязательства. Америка оценила жест России, но не сказала, что предложение принято или не принято.


Американские эксперты считают, что, несмотря на предложение президента Путина, США будут продолжать вести переговоры с Чехией и Польшей об установке там систем противоракетной обороны. Вместе с тем, по их мнению, предложение Путина указывает на некоторое смягчение позиции Кремля по поводу размещения американских противоракетных систем, и это на какое-то время ослабит дипломатическое противостояние, на смену которому приходит время диалога.


XS
SM
MD
LG