Ссылки для упрощенного доступа

«Простые вещи» оказались лучше сложных


Леонид Броневой удостоен премии "Кинотавра" за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Простые вещи".
Леонид Броневой удостоен премии "Кинотавра" за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Простые вещи".

Главным лауреатом завершившегося 11 июня сочинского открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» стал фильм «Простые вещи». Он получил сразу четыре приза: в номинациях «лучший фильм», режиссер фильма Алексей Попогребский получил премию как «лучший режиссер», приз «за лучшую мужскую роль» достался Сергею Пускепалису, а Леонид Броневой, получил специальный диплом «за лучшую мужскую роль» второго плана.


Алексей Попогребский стал известен в кино после выхода несколько лет назад его совместной с Борисом Хлебниковым картины «Коктебель». Хлебников потом выпустил нашумевший фильм «Свободное плавание». А теперь коллега его Попогребский тоже вот получил свою часть фестивальных наград. О фильме-лауреате рассказывает кинокритик Марина Тимашева:


– Фильм этот, действительно, хорош. И во всем этом конкурсе он, конечно, выделялся. Дело в том, что проблемы современного российского экрана остаются, в общем, без изменений на протяжении уже очень многих лет. Практически каждый сценарий грешит такими прорехами, нелепостями, несообразностями, что в принципе хороший редактор уже на этом уровне посоветовал бы сначала переделать сценарий, а потом снимать фильм. Однако этого не происходит.


Этот фильм абсолютно цельный во всех своих компонентах. Там есть сценарий, к которому почти невозможно придраться, превосходно работают актеры. А это значит, что с этими актерами прекрасно работал режиссер. В нем нет никаких потуг на этакое модное, блестящее, сверкающее, скачущее перед глазами современное кино, на какую-то невероятную дороговизну, спецэффекты и так далее и тому подобное. Повествование развертывается последовательно. История ясна. Таким образом, мы получаем просто хороший фильм. Не шедевр. Не выдающееся произведение киноискусства, но просто ясный, хороший фильм, поставленный человеком, я бы сказала, с каким-то очень теплым и простодушным даже отношением к жизни. Человеком, который к людям относится дружелюбно, к жизни – с пониманием.


– Многие ваши коллеги накануне открытия «Кинотавра» отмечали высокий уровень конкурсной программы хотя бы по именам – Кира Муратова, Александр Миндадзе, Валерий Тодоровский, Марина Разбежкина. Это все увенчанные лаврами знаменитые кинорежиссеры. Неужели у них нет ни одного хорошего сценария, нет видения жизни такой, какая она есть, а не так, как ее снимают в попсовом глянцевом кино?


– Валерий Тодоровский снял фильм «Тиски». Ну что это за фильм «Тиски»? Это фильм, в котором главным героем оказывается молодой мальчик, зажатый между наркобаронами и товарищем из отдела по борьбе с оборотом наркотиков, который, впрочем, совершенно не отличается, на самом деле, ни от каких наркобаронов ни по методам, ни по приемам и так далее, хотя, может быть, преследует какие-то благородные цели. В самом сценарии тоже есть, с моей точки зрения, совершенно очевидные сценарные бреши, но зато, правда, все это сделано с такой очень современной манере.


Кира Муратова, конечно, не разучилась снимать хорошие фильмы. Она сняла фильм «Два в одном». И этот фильм очень напоминает все прежние фильмы Киры Муратовой. Люди, которые кажутся марионетками, которые управляются некоей невидимой волей. И абсурд, который подается как норма жизни. Но, с другой стороны, например, в прошлом или позапрошлом году вышел на экраны фильм Киры Георгиевны Муратовой «Настройщик». В нем было что-то необычное, что-то другое. Я думаю, что это что-то другое привнесла в эту картину Алла Демидова. А этот фильм напоминает муратовские «Три истории». Александр Миндадзе, он же выдающийся киносценарист, но это его дебютная работа в режиссуре. Мы не можем о нем говорить, как о режиссере, который уже как-то о себе заявил.


– Фильм «Русалка» режиссера Анны Меликян. «Лучшая женская роль» - Маша Шалаева, и приз «за лучший дебют». Хороший фильм и талантливая актриса?


– Это редкий случай, когда можно уверенно сказать, что просто симпатично. За основу взята, на самом-то деле, сказка Андерсена «Русалочка». Она, конечно, совершенно изменена, но образ, такой странной девочки, которая попадает в мир, в котором умеет делать небольшие, незначительные чудеса, которая находит своего принца, влюбляется в него, жертвует, действительно, многим. А в результате уходит из этой жизни, уходит из этого мира, потому что принц, ее избранник, конечно, современный принц, любит другую. Это очень хорошо и очень легко сконструировано. Это прекрасно снято. В этом есть какая-то очень ясная живая мысль. Эта девочка, на самом деле, могла бы быть героиней, если бы, конечно, не очевидно сказочный, условный сюжет. Отличная, конечно, работа молодой актрисы.


– Прошедший «Кинотавр» для российского кинопроцесса – это шаг вперед или топтание на месте?


– Каждый год все складывается очень по-разному. И Роднянский, и Толстунов – лидеры и организаторы этого фестиваля – говорят, что они не стремятся показывать что-то необыкновенное, невероятное. Они хотят показать панораму российского кино. Вот в прошлом году было снято больше интересных, спорных, хороших фильмов. Соответственно, фестиваль был тоже более интересный. А в этом году не очень удачный сезон. Поэтому, кажется, что и не слишком интересна конкурсная программа фестиваля.


Но, с другой стороны, это действительно фестиваль, который показывает то лучшее, что есть в каждом жанре. Есть мелодрама – показаны мелодрамы, есть боевик – показан боевик и так далее и тому подобное. Все жанры представлены лучшими своими образцами. Иное дело, что в этом году эти лучшие образцы уступают по сравнению с фильмами прошлого года.


Выбор жюри и выбор Вадима Абдрашитова, как председателя жюри, фильма «Простые вещи» – я полностью поддерживаю. Более того, я считаю, что в этом есть какой-то смысл не только для этого фестиваля «Кинотавр». В этом есть очень четкая, очень жесткая и очень определенная человеческая позиция. Мы дадим премию хорошему фильму, в котором действуют нормальные люди, с которыми и я могу себя отождествить, и вы можете себя отождествить.


XS
SM
MD
LG