Ссылки для упрощенного доступа

В США обсуждается предложение России об использовании Габалинской радарной станции


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый .



Кирилл Кобрин : В США обсуждается предложение России об использовании расположенной в Азербайджане Габалинской радарной станции в качестве одного из элементов новой системы американской противоракетной обороны. Как известно, сейчас элементы системы ПРО США планируют дислоцировать на территории Чехии и Польше, что вызывает резкое недовольство Кремля, который усматривает в этом опасность безопасности России. Ожидается, что в начале июля президенты США и России вернутся к рассмотрению проблемы ПРО. А московское предложение в Пентагоне и Государственном департаменте пока изучают эксперты. Один из руководителей Радио Свобода /Радио Свободная Европа, политолог и специалист по России Дон Дженсен в конце 80-х - начале 90-х годов в составе американской правительственной делегации участвовал в переговорах между Москвой и Вашингтоном о сокращении стратегических вооружений, и хорошо знаком с этой тематикой. С Доном Дженсеном беседовал мой коллега Андрей Шарый.



Андрей Шарый : Президент Буш с интересом, как он заявил Путину, воспринял это предложение. Но американская сторона взяла тайм-аут для того, чтобы в течение трех недель (до следующей встречи с президентом) определить свою позицию. Что они будут определять?



Дон Дженсен : Почему они взяли тайм-аут? Это был шок, по-моему, в Белом доме, что Путин сделал такое предложение о радаре в Азербайджане. Последние месяцы речь Кремля строго агрессивная с точки зрения Белого дома. Поэтому, когда Путин дал как компромисс, это было удивительно. По-моему, внутри администрации будет дискуссия об этом предложении.



Андрей Шарый : Может быть, этот российский радар в Азербайджане полезен для американской системы противоракетной обороны?



Дон Дженсен : Насколько я знаю, абсолютно нет. Это радар был построен 20 лет назад. Этот радар-станция имеет способность определить нападение. Новые радары в системе Буша, были бы нацелены на цель.



Андрей Шарый : Это разные функции.



Дон Дженсен : Это разные функции. Это надо ремонтировать.



Андрей Шарый: Путин говорил о том, что российская сторона готова провести достройку этого радара.



Дон Дженсен : Да, я знаю. Он сказал это. Но, несмотря на это, есть разные точки зрения в Москве о радаре, о системе Буша, о системе Белого дома.



Андрей Шарый: Вам хорошо известна механика работа внутриамериканской администрации, внутриамериканского госдепартамента. Возможно ли, что Соединенные Штаты откажутся от использования Чехии и Польши в качестве плацдарма для размещения элементов обороны, или американцы не идут назад в таких вопросах?



Дон Дженсен : По-моему, американцы не идут назад. Прежде всего, это вопрос политики между Европой и Америкой, между Вашингтоном и Москвой, а также между Чехией и Вашингтоном и Вашингтоном и Польшей. Это попытка Кремля, по-моему, ослабление позиций НАТО в Центральной Европе.



Андрей Шарый : Вам представляется какой-то умный для Соединенных Штатов выход из этой непростой ситуации, из политической ситуации, в которой они оказались? Что нужно сделать сейчас?



Дон Дженсен : Америка много раз обсуждала этот вопрос, вопрос антибаллистической системы в Кремле. Было много дискуссий. Кремль еще представил этот вопрос на повестке дня. Это, как я вам сказал, это, прежде всего, политический. По-моему, будет серьезная дискуссия между Россией и Америкой. По-моему личному мнению, у этой системы 10-15 лет успешной работы, предварительной работы на этой системе. Это только по-моему. А Белый дом предложит серьезные переговоры между экспертами - русскими и американскими.



Андрей Шарый : По техническим вопросам?



Дон Дженсен : Просто техническим вопросам. Это частичная система противоракетной обороны. Есть радар в Англии, есть радар в Европе, есть радар даже на Аляске. По-моему, они готовы открыть эту систему к участию России. Но будет, я убежден, дискуссия между Москвой и Вашингтоном на счет технических проблем. Но я не убежден, что внутри Кремля есть консенсус насчет, как сотрудничать с Америкой в этом вопросе.



Андрей Шарый : Но вы допускаете такое окончание этой дискуссии (предположим, будем оптимистами) - Соединенные Штаты и Россия создают нечто вроде совместной системы противоракетной обороны, элементами которой являются и какие-то военные объекты на территории Чехии и Польши, и радар в Азербайджане, и уже существующие американские мощности в Англии, в Западной Европе и на Аляске. Такое возможно или нет? Или это только такие благие пожелания?



Дон Дженсен : Это возможно. Слишком рано говорить о том, как определиться ситуация. Есть фактор, который касается русской политики, внутренней политики России. Путин хочет представить себя как сильный противник расширения НАТО. Это важно в сезоне русских выборов. Поэтому насколько будет прогресс успешным, движение вперед, это будет тихо, несмотря на риторику и подход Кремля.



XS
SM
MD
LG