Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .
Александр Гостев : Члены фракции "Справедливая Россия" внесли на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, устанавливающий налог на роскошь. По мнению авторов документа, обладатели, например, дорогой недвижимости должны выплачивать государству ежегодно от 1 до 5 процентов от ее стоимости. Уже сейчас проект закона, предложенный "Справедливой Россией", вызвал неоднозначное отношение экспертов. Мо мнению, например, директора Центра фискальной политики Галины Курляндской, этот законопроект популистский и не жизнеспособный. Над этой темой сегодня работала корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.
Ольга Вахоничева : "Налог на роскошь". Уже само словосочетание для России звучит непривычно. По словам депутата Государственной Думы, члена фракции «Справедливая Россия» Геннадия Гудкова, это пока рабочее название будущего закона, в необходимости принятия которого, он не сомневается. Чтобы богатым жизнь медом не казалась, а бедным обидно не было, примерно таков принцип предложения авторов законодательной инициативы. Говорит Геннадий Гудков.
Геннадий Гудков : Речь идет о том, что есть необходимые вещи, без которых человек, семья, граждане не могут обходиться - это квартира, это машина, это, наверное, земельный участок, что-то еще. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что у нас многие коррумпированные, в том числе, и чиновники, и предприниматели, которые непонятно откуда имеют доходы, начинают скупать это впрок. А так как у нас в России достаточно низкие ставки налогов на имущество граждан, то получается, что фактически одинаковые льготы получают и тот, кто имеет это в единственном экземпляре, например, одну квартиру, один земельный участок на семью, и совершенно очевидно, что есть семьи, которые имеют это все в двух-, четырех-, шестикратном размере.
Ольга Вахоничева : Первоначально ввести налог на роскошь предлагал депутат государственной Думы Дмитрий Рогозин еще в 2002 году, но получил отказ. В новом варианте, к которому теперь Рогозин не имеет отношения, в перечень предметов роскоши попадает жилье и земельные участки, которые стоят дороже 15 миллионов рублей, а также драгоценности, произведения живописи и скульптуры стоимостью свыше 300 тысяч рублей, автомобили, катера, яхты, вертолеты - дороже 2 миллионов рублей. По мнению депутата Рогозина, бороться с коррупцией и олигархией можно куда боле простыми способами.
Дмитрий Рогозин : Не надо бегать и заглядывать под юбку, что чего носит, какие там трусы с бриллиантами. Есть гораздо более простые и очевидные вещи. Введение так называемого контроля за доходами, ни о чем нам не говорит, потому что мы знаем, что многие коррумпированные чиновники, на самом деле, доходы свои успешно скрывают. Поэтому проследить реально доход чиновника невозможно. А вот расходы проследить можно. Вы просто остановите на Рублево-Успенском шоссе, на этом золотом месте золотой публики России, дорогие машины. Просто спросите - кто владелец? Кто владелец всех этих вилл? Кто владельцы яхт. Мы очень быстро установим с вами всех тех государственных служащих, губернаторов, министров, депутатов, членов Совета Федерации, кто получает формально заработную плату в размере около 3 тысяч условных единиц, за которыми они даже в бухгалтерию не ходят, потому что для них это мелочь, но кто является владельцем крупнейших таких объектов движимости и недвижимости.
Ольга Вахоничева : В том, что если повысить уровень налогообложения для тех, кто богат, и тогда восторжествует социальная справедливость, сомневается и директор центра Фискальной политики Галина Курляндская. Собранные деньги в этом случае, вряд ли улучшат жизнь малообеспеченных людей.
Галина Курляндская : Вообще говоря, все равно богатые платят выше, потому что это процент от доходов. Все равно казна, в основном, пополняется за счет доходов богатых. Все эти деньги, естественно, не пойдут в пользу бедных, а пойдут через бюджет. Одна из функций государства и затрат государства - это выравнивание, то есть помощь людям, нуждающимся, находящимся в более трудном положении - старым, детям-сиротам. У нас налоги не целевые. Это основное тоже требование в бюджетной системе. Налоги собираются в общую казну, потом принимается решение о том, как их тратить. Налоги не должны быть привязаны ни к чему. Их нельзя привязать к пенсиям. Вот эти дополнительные поступления нельзя, невозможно будет привязать к пенсиям, чтобы автоматически поднялись пенсии.
Ольга Вахоничева : Учитывая, как скоро растут цены на недвижимость, оппоненты налога на роскошь, не исключают, что через пару лет, введение новой государственной мзды, вынудит людей выезжать из приличных квартир. А если загородная дача или коттедж достались, к примеру, бюджетнику с зарплатой в 5 тысяч рублей в месяц в наследство, то о том, чтобы содержать такую роскошь можно сразу забыть. Проект - это только концепция, позже будем отрабатывать детали, возражает Геннадий Гудков. Эти детали пока в предложенное документе не прописаны, но думать о них необходимо. В этом случае уже соглашается депутат.
Геннадий Гудков : Ко второму чтению, как правило, отрабатываются детали, отрабатываются, может быть, какие-то механизмы - как будет учитываться налог, какие взять за основу цифры, что будет с ростом цен. Я, например, считаю, что, наверное, если у человека есть единственная квартира, единственный дачный участок и единственный дом, где отдыхает его семья, вне зависимости от стоимости, какие-то разумных пределы может предусмотреть. Я понимаю, что, может быть и "Феррари", и "Бугатти", и какие-то иные необыкновенно дорогие марки, но в принципе, наверное, за это имущество налогообложение должно быть минимальным. А вот второй дом должен стоить больше, а третий и четвертый, наверное, шкала может заметно увеличится. Может быть, мы пойдем этим путем. Просто если законопроект будет поддержан в первом чтении, концептуально, то можем это все в постановлении Госдумы указать.
Ольга Вахоничева : Понятие популизм рядом со словосочетанием "налог на роскошь", в последнее время звучит все чаще. По мнению Галины Курлянской такой законопроект предложен с одной целью - взбодрить электорат перед предстоящими парламентскими выборами. По принципу: отберем у богатых, правда, отдадим ли бедным, это большой вопрос.
Галина Курляндская : Прежде всего, любое вмешательство, особенно популистское в налоговую систему, может привести к непредсказуемым результатам. Потому что теория налогообложения - это очень стройная теория. Мы долгое время шли к тому, чтобы избавиться оттого, чтобы не облагать дважды одну и ту же базу, чтобы размеры ставок по налогу на прибыль и по подоходному налогу соответствовали друг другу. Любое искажение налоговой системы приводит к стимулам как-то обойти один налог в пользу другого, того, где налоговое бремя ниже. В принципе, любое налогообложение влияет на поведение бизнеса, и людей. Во-первых, я не знаю, чем они руководствовались, судя по всему, явно не экспертными знаниями, профессиональными знаниями. Это нонсенс полный.
Какая цель? Чтобы привлечь внимание тех слоев населения, которых раздражает роскошная жизнь наших богатых соотечественников, чтобы привлечь их на свою сторону, чтобы как-то их раскулачить. Можно вообще вернуться к 30-м годам, к раскулачиванию.
Ольга Вахоничева : О том, что закон будет принят, эксперты сомневаются. И причины для этого есть - правительство уже дало отрицательный отзыв законодательной инициативе "Справедливой России", считая, что ее введение повлечет двойное налогообложение имущества.