Ссылки для упрощенного доступа

Директор Института изучения Ближнего Востока Евгений Сатановский о ситуации на палестинских территориях


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие директор Института изучения Ближнего Востока Евгений Сатановский.



Андрей Шарый: О ситуации на палестинских территориях говорит известный российский внешнеполитический эксперт, директор Института изучения Ближнего Востока Евгений Сатановский.



Евгений Сатановский: Война всех против всех, война кланов, война племен, война лидеров криминальных группировок, радикальных исламистских группировок. При этом на западном берегу ФАТХ уничтожает опорные пункты ХАМАС, и считается, что исламисты вынуждены сбривать бороды, для того чтобы хоть как-то иметь возможность скрыться. Что касается Газы, это ситуация абсолютно трагичная, очень напоминающая то, что происходило в Афганистане после того, как моджахеды обрушили правительство Наджибуллы. Скорее всего, нас ждет передел остатков собственности, тотальные грабежи, взрыв производства и торговли наркотиков и полный коллапс этой территории. Сегодняшняя роль в урегулировании конфликта - это роль железа, находящегося между молотом и наковальней. Рвясь вперед, рядовым шеренги миротворцев следует учитывать, что миротворец обычно получает все то, что не ожидает, от обеих конфликтующих сторон.


Соединенные Штаты играли ведущую, главную роль в экспериментах по палестинско-израильскому и внутрипалестинскому урегулированию последних полутора десятилетий. В конце концов, демократические выборы, в результате которых к власти пришел ХАМАС, - это идея Государственного департамента. А там чрезвычайно много посредников, в том числе и европейцы, которые буквально начиняют Палестину деньгами, фаршируя курочку, и ситуация эта дает нам возможность посредничать мягко, минимально. Потому что если кто-то вообще влияет на ситуацию в Газе, то это Иран и, может быть, чуть-чуть Сирия - основные спонсоры и патроны сегодняшнего ХАМАС.


И поскольку ситуация там трагична, абсолютно неизлечима, ничем исправлена, кроме радикального военного внешнего вмешательства, быть не может, мне кажется, что посредничество России должно быть минимальным и в первую очередь включать заботу о наших гражданах, кстати говоря, наверное, заботу о христианах Газы. Уж если наши консервативные православно-патриотические силы так много говорят о палестино-российском или палестино-русском братстве, то неплохо бы вспомнить, что в Газе сегодня заперты, как в ловушке, около трех тысяч христиан, и судьба их чрезвычайно трагична, и многие из этих людей православные. Было бы замечательно, если бы мы смогли помочь "фатховцам", с которыми были связаны десятилетиями, покинуть Газу. Было бы замечательно, если бы мы могли дать приют тем людям, которые когда-то учились в наших университетах, и судьба которых опять-таки весьма и весьма неоднозначна в условиях исламистского режима.


XS
SM
MD
LG