Ссылки для упрощенного доступа

Американские эксперты внимательно следят за развитием ситуации в Палестинской автономии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Андрей Шарый: Американские эксперты внимательно следят за развитием ситуации в Палестинской автономии, в том числе обсуждается и один ключевой, принципиальный вопрос - сколь важно для всего арабского мира, а может быть, для противостояния внутри исламской цивилизации то, что случилось в секторе Газа.



Аллан Давыдов: Является ли переход ХАМАС в наступление внутренней борьбой в Палестинской автономии или это следует рассматривать в более широком контексте наступления радикальных исламистов по всему Ближнему Востоку? Этот вопрос я задал главному редактору журнала National Interest при Никсоновском центре в Вашингтоне Николасу Гвоздеву.



Николас Гвоздев: Мне кажется, это все должно рассматриваться в совокупности. Но, прежде всего, бунт ХАМАС отражает растущее неудовлетворение, как минимум в Газе, недееспособностью движения ФАТХ подавить коррупцию и преступность, отсутствием прогресса в экономическом развитии. Руководителям ХАМАС казалось, что все переменится, если вся власть перейдет к ним. Но теперь очевидно, что ХАМАС не получил значительной поддержки от других групп исламского мира. И сейчас особенно важно не позволить осуществить контрабандные поставки ХАМАС оружия и снаряжения с территории Египта.



Аллан Давыдов: В прошлом году группировка "Хезболлах" спровоцировала войну в Южном Ливане. Можно ли ожидать подобного развития событий в этом году с участием ХАМАС?



Николас Гвоздев: Существует риск, что ХАМАС использует ситуацию и попытается спровоцировать Израиль. Конечно, Газа намного более уязвима, чем Ливан, с точки зрения способности Израиля нанести ей гораздо больший ущерб. Можно задаваться вопросом: пойдет ли ХАМАС на полномасштабный вызов Израилю? Но он определенно будет использовать любую возможность точечных атак с применением ракетного оружия, чтобы заставить Израиль не быть самонадеянным.



Аллан Давыдов: Считаете ли вы новую войну на Ближнем Востоке неизбежной?



Николас Гвоздев: Не знаю, будет ли полномасштабная война. Но нападения на Израиль, судя по всему, участятся. Недостаток израильской стратегии заключается в позиции, согласно которой, если изолировать Газу и пустить все на самотек, все само собой урегулируется. Ту же самую ошибку Запад допустил в отношении Афганистана в конце 90-х годов. То же самое допустили американцы в Ираке, в провинциях к западу от Евфрата. Эти территории были оставлены без должного правопорядка. Рано или поздно они превратились в пристанище не только для террористов, но и для разнообразных криминальных элементов.



Аллан Давыдов: Что Запад и умеренный арабский мир могут сделать против распространения радикальных исламских движений, таких как ХАМАС и "Хезболлах"?



Николас Гвоздев: Это требует долговременных и устойчивых обязательств. ХАМАС и ему подобные группы способны обеспечивать населению социальную поддержку. Поэтому Западу и умеренным арабским силам надо делать упор на обеспечении лучшей жизни для палестинцев, исключив из этой деятельности радикальные движения. Пока что палестинцы считают, что, поддерживая ХАМАС, они ничего не теряют. Мы видели также неудачу в Саудовской Аравии разрушить компромисс между ХАМАС и ФАТХ. Поэтому в дальнейшем стратегия должна опираться на отсечение радикальных движений от широких народных масс и на отказе иметь с ними какое-либо дело.



Аллан Давыдов: Сказал главный редактор журнала National Interest при Никсоновском центре в Вашингтоне Николас Гвоздев.


XS
SM
MD
LG