Ссылки для упрощенного доступа

Права человека в Петербурге: 10 лет без присмотра


Петербург оказался едва ли не последним из субъектов РФ, в котором нет омбудсмена
Петербург оказался едва ли не последним из субъектов РФ, в котором нет омбудсмена

В Санкт-Петербурге уже 10 лет нет уполномоченного по правам человека. В минувшие выходные губернатор Валентина Матвиенко выдвинула на этот пост кандидатуру известного правозащитника, бывшего депутата Государственной Думы России Юлия Рыбакова. Кроме него есть еще два кандидата – единоросс Игорь Михайлов и член партии «Яблоко» Наталия Евдокимова.


Предложение Валентины Матвиенко выдвинуть на пост уполномоченного по правам человека в Петербурге Юлия Рыбакова, имя которого чаще всего упоминается в связи с выступлениями оппозиции и критикой властей, явилось новым витком в весьма непростой истории, которая длится уже 10 лет. Именно столько времени - с 1997 года - пытаются в Петербурге выбрать уполномоченного.


Восемь попыток оказались безуспешными. Иногда выдвигалось сразу 10-15 кандидатов, и это выглядело несерьезно, говорит бывший депутат Законодательного собрания Петербурга Наталия Евдокимова: «Давайте найдем, кому это было бы выгодно. Как раз не тем, кто избирал, к сожалению. Более того, сталкивались интересы разных политических групп города. В Законодательном собрании их достаточно много, хотя бы по количеству фракций, когда было много кандидатов. И вот выбрать одного достойного, закрыв глаза на все остальное, на то, что этот человек не в одной с тобой партии, или не одних с тобой взглядов, очень сложно».


Наталия Евдокимова выдвинута на эту должность сегодня, так же как и член «Единой России» депутат Законодательного собрания Игорь Михайлов. Уже появились предположения, что предложение третьей кандидатуры - Юлия Рыбакова - понадобилось властям для взаимной нейтрализации либерально настроенных кандидатов. Наталия Евдокимова в это не верит:


«Работать с таким человеком для меня большая честь. Первый тур - он рейтинговый. Люди, которые исповедуют те же взгляды, что мы с Юлием Андреевичем, они могут одинаково проголосовать и за Юлия Андреевича, и за меня. И будут те люди, которые будут поддерживать выдвижение конкретными лицами того или иного кандидата. Поэтому, на самом деле, никакой разводки между нами быть не может».


Такого же мнения придерживается и сам Юлий Рыбаков: «Мы единомышленники. Естественно, мы сделаем все для того, чтобы речь шла не о соперничестве между кандидатами одного демократического фронта, а о сотрудничестве на благо жителей города, которым необходимо должностное лицо, которое вправе будет защищать их права».


Юлий Рыбаков считает Петербург колыбелью российского правозащитного движения:


«В 1991 году на заседании Ленсовета 21-го, последнего, созыва я как депутат выступил с предложением о создании первую в истории России (не только советского периода) комиссию по правам человека. Первый государственный, утвержденный, легальный орган, который должен был бы встать на защиту рядового человека. И Ленсовет согласился с этим. Мы создали эту комиссию. Я ее возглавлял, пока работал Ленсовет. А сегодня, несмотря на то, что мы были пионерами в этом деле, мы была застрельщиками правозащитного легального движения в стране, сегодня Питер оказался едва ли не последним из субъектов Федерации, в котором до сих пор нет уполномоченного по правам человека. Это уникальная, но это постыдная ситуация. Именно об этом я и говорил с Валентиной Ивановной Матвиенко».


На вопрос о том, как ему представилась возможность поговорить с губернатором, Юлий Рыбаков рассказал, что помогло второе призвание. Он художник и его волнует ситуация современной культуры в Санкт-Петербурге. По поводу создания музея современного искусства Рыбаков и добивался встречи с Валентиной Матвиенко, но говорить им пришлось не только об искусстве:


«Естественно, как правозащитник, я не мог обойти стороной ситуацию с тем, что до сих пор нет человека, который бы встал на защиту нашего города с позиции гуманизма в первую очередь, а не только интересов государства. На вопрос - готов ли я работать - я сказал, что, конечно, я должен работать, если бы я оказался на этом посту. Но у меня нет никаких шансов на это, поскольку понятно, что при наличии кандидатов со стороны правящей партии, ни у кого другого шансов нет. Из этого разговора, как теперь выяснилось, Валентина Ивановна сделала свои выводы и решила меня выдвигать».


Если Юлий Рыбаков будет избран, он считает поле своей деятельности бескрайним. У Наталии же Евдокимовой в случае ее избрания все-таки будет явный приоритет: «Все-таки я считаю самыми незащищенными сейчас - это наших детей. Прежде всего, надо начинать с них, потому что они за собой потянут и все остальную связку», - говорит она.


Несмотря на оптимизм, вызванный предложением губернатора, уверенности, что существуют серьезные намерения выбрать уполномоченного по правам человека, у Юлия Рыбакова нет: «Я вовсе не уверен в том, что есть серьезные намерения кого-то избрать. Об этом надо спрашивать наших депутатов. Их намерения проявятся по результатам голосования», - считает сам правозащитник.


Выдвижение кандидатов заканчивается в среду, выборы назначены на 4 июля.


XS
SM
MD
LG