Ссылки для упрощенного доступа

22 июня: начало или продолжение войны


Ленинградская блокада стала одним из самых драматичных периодов Второй мировой войны

22 июня в России отмечается как День памяти и скорби. Ровно 66 лет назад войска вермахта вторглись в СССР, и эту дату официальная историография считает началом Великой отечественной войны. В то же время часть историков и публицистов убеждены в том, что Советский Союз был активным участником Второй мировой войны начиная с 17 сентября 1939 года.


В споре о том, когда Советский Союз вступил во Вторую мировую войну, единого мнения нет. Для одних историков, преимущественно российских, Гитлер без объявления войны напал на СССР, и с этого момента началась Великая отечественная. Для других вторжение немцев 22 июня 1941 года в СССР - это продолжение войны в Европе, развязанной Германией и Советским Союзом двумя годами раньше. Писатель Марк Солонин посвятил этой теме отдельную книгу. Она называется «22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война».


- Разумеется, Советский Союз был активным участником Второй мировой войны, начиная с 17 сентября 1939 года, - говорит писатель. - Потом было вторжение в Польшу, потом была трехмесячная война с Финляндией. Насколько я помню, потери вооруженных сил Советского Союза в период с 17 сентября 1939 года по 22 июня 1941 года были превзошли потери вермахта в первые полтора года войны с СССР, не говоря о том, что территории, которые Сталин военной силой или угрозой ее применения взял под свой контроль, были по крайней мере сопоставимы [с оккупированной немцами территорией СССР]. Поэтому, безусловно, Советский Союз уже полтора года находился в состоянии войны. Был одним из активных участников общеевропейской войны, а 22 июня наступила новая фаза этого противостояния, когда бывший партнер, Германия, превратился во врага.


- Придут ли когда-нибудь историки и специалисты к согласию относительно даты вступления Советского Союза в войну?
- Этого не произойдет никогда, потому что у нас в России еще не закончилась гражданская война. А поскольку гражданская война не закончилась (слава Богу, она сейчас протекает в форме «холодной войны»), поскольку у разных слоев общества очень разные представления о будущем страны, соответственно, очень разное отношение к ее прошлому, очень разное отношение к таким знаковым понятиям, как «Сталин», «КПСС», «Великая отечественная война» и так далее, то договориться здесь невозможно. Никакие аргументы и никаких новые документы, если они откроются, не смогут примирить белых и красных. Потому что это не спор теоретиков, это спор о жизненных ценностях.


Ветеран войны, писатель, автор книги «Сталин, Гитлер и мы» Владимир Николаев уверен, что сейчас многие историки пытаются рассказать правду о второй мировой войне, но процесс переосмысления будет долгим и болезненным:


- Недавно я купил книжку в твердой обложке, которая называется «Иной Сталин». Автор - доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Юрий Жуков. На обложке написано крупными буквами, что в этой книге дается портрет Сталина, каким он был на самом деле - мудрым, добрым, гениальным. В этой книге доказывается: вся беда в том, что он окружил себя плохими советниками и помощниками, которые все испортили. Кто начал войну, когда начал – все это второстепенно. Вот где начало! Книга вышла, лежит во всех киосках. Я думаю, по российской традиции пара поколений должна смениться, чтобы люди начали думать по-другому.


Немецкое вторжение почти не встретило сопротивления в приграничной зоне СССР. Вот как вспоминает первые дни войны узник «Освенцима» и гродненского гетто Анатолий Ванукевич:


- Мы жили тогда с родителями в центре приграничного города Гродно. Ночью город бомбили, горели здания, магазины. А утром в город без боя вошли фашисты, солдаты на мотоциклах, велосипедах, пели песни. Не прошло и недели - начались первые облавы. За фронтовым вермахтом шли айзендгруппы. Они убивали, вешали. Буквально через две недели в Гродно были созданы два гетто.


- Накануне войны в городе или его окрестностях были советские войска?
- Были пограничные войска. Солдаты выскакивали в кальсонах. Их сразу стреляли, потому что в плен никого не брали тогда. Эвакуации никакой не было. Все было сразу взято. Железная дорога, все дороги окружены. Немцы шли клиньями. Через неделю они были уже в Минске.


Почему потери Советского Союза, победителя во Второй мировой войне, значительно превысили потери проигравшей Германии? Опрос на эту тему был проведен в России Левада-центром. О его результатах рассказывает историк и социолог Леонид Седов:


- Наибольшее число респондентов - 30 процентов - ответили нам, что причиной тому была внезапность нападения. На втором месте по числу ответов (26 процентов) было то, что сталинское руководство действовало, не считаясь с жертвами. Вина ложилась фактически на Сталина и его руководство. Сама внезапность объяснялась тем, что Сталин не поверил в предупреждения разведки и западных политиков о готовящемся нападении со стороны фашистской Германии. Так ответили 46 процентов. 43 процента опрошенных вспомнили о сталинских чистках в армии.


Леонид Седов отмечает, что с течением времени число людей, которые возлагают вину на Сталина, несколько снизилось по сравнению с опросами, которые проводились в 1991 и 1997 годах. Довольно много людей - 18 процентов - сказали, что причиной огромных потерь Советского Союза была отсталость в техническом и военном смысле, что Германия имела в этом плане превосходство. По словам Леонида Седова, подавляющая часть населения России считает, что СССР вступил во Вторую мировую войну 22 июня 1941 года.
XS
SM
MD
LG