Ссылки для упрощенного доступа

Глубокая артиллерийская подготовка. Россия «поднимает ставки накануне встречи Путина и Буша»


Законы жанра могут потребовать не только ритуальных жертв
Законы жанра могут потребовать не только ритуальных жертв

Информация о том, что Россия может официально выйти из Договора об обычных вооруженных силах, появилась в НГ накануне встречи Владимира Путина и Джорджа Буша. По данным издания, которое ссылается на источники в военном ведомстве, Владимир Путин намерен опубликовать указ о приостановлении участия России в ДОВСЕ в ближайшее время. Но Кремль пока колеблется - сделать ли это до визита президента в США или дождаться результатов переговоров? Пока указ не обнародован, военные инспекции стран НАТО на территории России прекращены.


О сути претензий России к НАТО Радио Свобода рассказал обозреватель «Независимой газеты» Виктор Литовкин:


- Россия поставила перед своими партнерами по ДОВСЕ определенные условия продолжения своей работы в формате этого договора. Если эти условия будут выполнены, Россия будет в нем участвовать. Если не будут выполнены, видимо, выйдет. Россию не устраивают сейчас многие вещи. На чрезвычайной конференции в Вене, созванной недавно по требованию России, было озвучено шесть таких главных пунктов.


- Так, ни одна страна НАТО не ратифицировала адаптированный ДОВСЕ. Что это такое? Соглашение ДОВСЕ заключалось во времена, когда существовали два военных блока. По договору квоты по танкам, боевым бронированным машинам, артиллерийским орудиям, самолетам и вертолетам были распределены равномерно. Условно говоря, 20 тысяч танков на той стороне, 20 тысяч на этой. Когда Организация Варшавского договора исчезла, а ее бывшие члены перешли в западный блок, превосходство над Россией по тяжелым вооружениям увеличилось в 3-4 раза. Россия сегодня требует от НАТО сокращения своих потенциалов, которые они приобрели вследствие расширения НАТО на Восток.


- Мы не говорим, что НАТО собирается нападать на Россию. Но, если вы не собираетесь нападать на Россию, то зачем вам такие огромные потенциалы, сконцентрированные на границе с Россией? Уменьшите свой потенциал хотя бы до двукратного преимущества, и России военные будут спокойны. Если НАТО признает правоту России и пойдет навстречу ее требованиям, договориться удастся. Если нет, России придется выйти из договора и заниматься укреплением своей безопасности с учетом сложившихся обстоятельств. Сотрудничество будет идти только в тех направлениях, которые выгодны для России.


Информация о возможном выходе России из ДОВСЕ совпала с визитом в Россию генерального секретаря НАТО. Яап де Хооп Схеффер в эфире «Эха Москвы» обсудил основные противоречия между Россией и НАТО со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. Речь шла и о размещении баз американской ПРО в Польше и Чехии. Представление о характере дискуссии можно составить из приводимого ниже обмена репликами.


Сергей Миронов : Разве по-партнерски размещать системы стратегических ядерных сил Штатов в Европе совсем рядом с границами России? Вы говорили сегодня о гипотетической угрозе со стороны Ирана. У Ирана нет таких ракет, которые бы долетели до Европы. В этой связи позиция россиян и моя (я ее разделяю) - в этом угроза национальной безопасности России.


Яап де Хооп Схеффер : Я не Эйнштейн, но я знаю, что когда у нас будет 10 ракет-перехватчиков в Польше (а именно об этом идет речь сейчас на переговорах между США и Польшей), если они будут находиться в Польше, а РЛС будет находиться в Чехии, то это никак не будет влиять на возможности России, никоим образом.


Сергей Миронов : Извините ради бога, я хочу вам задать прямой вопрос. А вы знаете о тактико-технических данных этих ракет? Вы знаете, что они могут иметь две цели - земля-воздух и земля-земля? Дальность у них вполне большая - две минуты подлета, и они на территории России. Мы не можем этого исключать.


Яап де Хооп Схеффер : Я не думаю, что отношения у нас ухудшаются. Мы провели большую работу. Я не думаю, что мы враги. Есть, конечно, у нас различия во мнениях. Эти различия могут быть фундаментальными. Восприятие НАТО и в России и восприятие России в странах НАТО разнятся. Мы, конечно, были врагами, когда угрожали друг другу, но этот период закончился.


Независимый военный эксперт Александр Гольц считает, что в вопросе ДОВСЕ Россия ставит перед западными партнерами заранее невыполнимые условия:


- В частности, Россия потребовала, чтобы военный потенциал НАТО был сокращен практически втрое, и тем самым было компенсировано наращивание [сил и сре д ств] НАТО за счет двух волн приема новых стран. Это совершенно невозможно, это требование нереалистичное. Оно было предъявлено исходя из неких политических соображений. Вполне вероятно, что Россия может предпринять такой демарш (выйти из ДОВСЕ - РС). Эта утечка имеет вполне определенный смысл - поднять ставки накануне встречи президентов Путина и Буша с тем, чтобы Буш мог представлять, чем ему грозит несогласие с Россией.


Собеседник РС полагает, что реализация заявленных намерения Москвы в чисто военном отношении не будет иметь заметного эффекта:


- Никто ничего не потеряет. ДОВСЕ был важен, когда было противостояние между Варшавским договором и НАТО. Сейчас это один из таких небольших якорьков, которые добавляют стабильности в Европе.


- Что будет, если Россия выйдет из ДОВСЕ? У нее нет резервов, финансов для того, чтобы нарушить положение ДОВСЕ и превысить те лимиты, которые установлены в рамках этого договора. Трудно представить, чтобы Россия имела возможность нарушить фланговые ограничения, например, перебросить танковую дивизию в Калининградскую область. Это не имеет смысла и повлечет за собой довольно большие финансовые траты. Вероятно, Россия может [лишь] отказать представителям стран-партнеров в посещении воинских частей.


- Проблема в другом. Адаптированный ДОВСЕ - символ того, что никто не готовит в Европе внезапного нападения друг на друга. Россия считает, что для нее реализация этого договора несправедлива. Кто-то собирается что-то предпринять, или делает вид, что так считает. Отношения России и НАТО вновь переводятся на уровень противостояния.


XS
SM
MD
LG