Ссылки для упрощенного доступа

Перспективы российско-итальянского проекта "Южный поток"


Программу ведет Марк Крутов.



Марк Крутов: В Стамбуле подводят итоги юбилейного, пятнадцатого саммита организации Черноморского экономического сотрудничества. В нее входят 12 стран: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Сербия, сама Турция и Украина. Никаких судьбоносных документов на нынешнем саммите подписано не было, но повышенный интерес к этому событию обусловлен другими причинами: оно состоялось вслед за балканским энергетическим форумом в Хорватии. И на саммите в Стамбуле так же в центре внимания оказались вопросы энергетического сотрудничества, столь волнующие Европу.


Российский концерн "Газпром" и итальянская энергетическая компания "Эни" подписали в минувшие выходные предварительное соглашение о строительстве нового газопровода "Южный поток". По планам он пройдет с территории России по дну Черного моря в Болгарию и дальше в европейские страны, в частности в Италию. В кулуарах саммита в Стамбуле, возможно, уже достигнуты договоренности о присоединении к этому проекту других стран и, если это так, "Южный поток" может стать частью так называемого энергетического кольца вокруг Черного моря, о создании которого заявил российский президент Владимир Путин.


Известно, что Еврокомиссия приветствовала соглашение между "Газпромом" и "Эни", несмотря на то, что ЕС поддерживал и продолжает поддерживать проект "Набуко", по которому в Европу пойдет не российский, а иранский и центральноазиатский газ.


О перспективах российско-итальянского газопровода "Южный поток", который может стать частью так называемого черноморского энергетического кольца, мы решили спросить эксперта, аналитика инвестиционной компании "Атон" Артема Кончина.



Артем Кончин: На самом деле на текущий момент тяжело представить себе какие-то весомые экономические доказательства рентабельности этого проекта. Это, скорее всего, политический, геополитический вопрос и это даст возможность "Газпрому" обойти в страны-транспортеры, страны транзитные, такие, как Украина, Белоруссия, Польша, Прибалтика и так далее и расширить как бы свой доступ к европейским рынкам. На текущий момент нам тяжело сказать, сколько этот газопровод будет стоить. По разным прикидкам, это может превысить 5-5,5 миллиардов долларов. А если мы начнем проводить параллели между тем, как инфляция отразилась на вообще индустрии и в том числе на стоимости строительства трубопроводов и газопроводов, тем более, если речь идет о том, что труба будет идти по дну моря, что заведомо уже говорит о том, что стоимость строительства будет выше, чем, например, сопоставимое строительство на суше. Как бы беря все эти факторы в рассмотрение, и учитывая то, что мы не знаем стоимость, нам тяжело сказать, есть ли какое-то экономическое обоснование этого. Но экономия, во-первых, на транзитных всяких затратах, во-вторых, независимость и как бы гибкость "Газпрома", которую он приобретет, имея в распоряжении как "Северный поток", так и этот черноморский проект, возможно, что здесь кроется некая бизнес-идея.


XS
SM
MD
LG