Ссылки для упрощенного доступа

В Берлине готовится приступить к работе съемочная группа американского художественного фильма "Валькирия"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер .



Александр Гостев : В Берлине готовится приступить к работе съемочная группа американского художественного фильма "Валькирия". Главную роль полковника Штауффенберга в картине, рассказывающей об истории самого громкого и неудавшегося покушения на Адольфа Гитлера в конце Второй мировой войны, должен сыграть знаменитый голливудский актер Том Круз. Круз известен также как последователь спорного религиозного учения сайентологов. Против любого участия Германии в этом кинопроекте выступили некоторые известные политики. В стране началась широкая дискуссия о свободе искусства и творческих ограничениях художника. Над этой темой работал берлинский корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Валькирии - в древнегерманской мифологии двенадцать дев-воительниц. Они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Валгалу. «Валькирия» - называется одна из опер вагнеровского цикла «Кольцо нибелунга». Этим же именем закодировали свой план путча против Гитлера заговорщики, одним из руководителей которых был полковник Клаус Шенк граф фон Штауффенберг, совершивший последнее в истории покушение на Гитлера 20 июля 1944 года.


Роль Штауффенберга в картине с тем названием «Валькирия» должен играть Том Круз. Этот факт в сочетании с известной принадлежностью Круза к секте «Сайентолоджи» возбудил протест многих в германской столице, где недавно в центре города открылось построенное по специальному проекту представительство этой вызывающей споры организации.


Эксперт по сектам фракции ХДС/ХСС в бундестаге Антье Блюменталь обратилась к министру обороны Юнгу с вопросом, разрешит ли он съемки фильма с Крузом в Бендлерблоке, в здании министерства обороны. Именно в Бендлерблоке планировал путч, работавший там Штауффенберг, именно там он и его соратники были расстреляны. Ныне эта часть здания является «Мемориал немецкого сопротивления».


Госпожа Блюменталь с радостью распространила ответ Франца-Йозефа Юнга: «Об этом не может быть и речи!» Но об этом пока и нет речи, так как заявки от съемочной группы на работу в историческом месте не поступало. Антье Блюменталь не скрывает своих намерений: «Для меня главное - создать сплоченный фронт против «Сайентолоджи». Организация распространяет идеи в традициях национал-социализма, и я нашла бы очень странным что кто-нибудь, кто представляет эту секту, получил бы разрешение на съемки в местах немецкого сопротивления национал-социализму».


Впрочем, и сам Круз, защищая братьев по вере, заявлял ранее в немецкой прессе, что видит атаки на «Сайентолоджи» в Германии похожими на преследование нацистами евреев. В дискуссию включился уже и старший сын Штауффенберга Бертольд, заявивший в интервью «Зюддойче Цайтунг»: "Мне малосимпатично, что афиширующий свою принадлежность к «Сайентолоджи» человек будет воплощать в кино моего отца». Так как сын вообще от голливудского изложения истории ничего хорошего заранее не ждет, то он пожелал, чтобы хотя бы Круз отказался от роли. Все это, однако, не более чем пожелания, так как повлиять на американских продюсеров ни немецкие политики, ни дети Штауффенберга не могут.


Студия "Бабельсберг" в Потсдаме пока отказывается от комментариев, ссылаясь на то, что переговоры американских продюсеров с немецкими фирмами еще не закончены, но уже известно, что по плану съемки должны начаться 19 июля. Режиссером картины будет Брайан Сингер, поставивший, в частности, фильмы «Обычные подозреваемые» и «Возвращение супермена».


О том, почему сообщение о Крузе-Штауффенберге вызвало столь бурную реакцию, в чем здесь опасность, я спросил известного немецкого киноведа Ханса Иоахима Шлегеля.



Ханс Иоахим Шлегель : Опасность только в том, что Том Круз использует свою роль и свое пребывание в Берлине для пропаганды сомнительного союза «Сайентолоджи». Я, в самом деле, за свободу слова и, особенно, за свободу искусства, но я против манипуляций словом и искусством. Поэтому мне не нравится, когда деятель искусств, с одной стороны, откровенно публично защищает такую группу, а, с другой стороны, хочет считаться независимым художником. Так не бывает. Если у него есть вера, то пусть он верит и молчит об этом. Но если он пропагандирует эту веру и еще в таком откровенном контексте, тогда это совсем другое дело. Я могу сравнить это с деятелями искусств времен фашизма. Они были хорошими, иногда великими мастерами, но они участвовали в пропаганде фашизма, и поэтому для многих очень сомнительной была правомерность их появления на экранах, сценах и в выставочных залах после войны.



Юрий Векслер : Если бы роли в кино распределяли политики, критики сайентологов и их адепта Круза, то они наверное предпочли бы, чтобы актер сыграл Отто Эрнста Ремера, сделавшего карьеру на подавлении путча 20 июля, ставшего самым молодым генералом в истории вермахта. Затем Ремер долгие годы (он умер в 1997 году) продолжал свой «кампф» в рядах отрицающих Холокост, а также в качестве военного советника Героя Советского Союза Гамаля Абдель Насера. Как же все-таки отделить «жизнь в искусстве» от «искусства в жизни»?




XS
SM
MD
LG