Ссылки для упрощенного доступа

Гордон Браун стал премьер-министром Великобритании


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.



Андрей Шарый : Тони Блэр оставил пост премьер-министра Великобритании после 10 лет бессменного пребывания главой лейбористского правительства. Депутаты сегодня стоя приветствовали Блэра овацией в парламенте. Преемником на посту лидера Лейбористской партии и премьер-министра становится 56-летний Гордо Браун, все 10 лет бывший министром финансов в кабинете Блэра. Из Лондона сообщает корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.



Наталья Голицына : В среду Тони Блэр в последний раз выступил в парламенте, отвечая на вопросы как премьер-министр. Лидер оппозиции Дэвид Камерон пожелал Блэру и его семье благополучия и успехов на новом поприще. Парламентарии всех партий проводили уходящего премьера стоя бурными аплодисментами. В 13:10 по лондонскому времени Тони Блэр прибыл с супругой Шери в Букингемский дворец и вручил королеве прошение об отставке, которая была принята. Во время аудиенции, длившейся около получаса, Елизавета Вторая попрощалась с премьер-министром, возглавлявшим ее правительство в течение десяти лет. Затем Блэр отправился в свой избирательный округ Седжефилд, где объявил о своем уходе из парламента.


Сразу же после отъезда Блэра из Букингемского дворца туда прибыл Гордон Браун с супругой Сарой. Он был принят Елизаветой Второй, которая попросила его сформировать и возглавить новое правительство Ее Величества. Возвратившись в резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит, 10, Браун заявил собравшимся у входа в резиденцию журналистам, что настало время перемен и что он намерен сформировать новое правительство с новыми приоритетами. Браун подчеркнул, что намерен выйти за пределы узких партийных интересов и привлечь к сотрудничеству способных людей, независимо от их возраста, пола и убеждений. «В своей работе, - заявил он, - я буду руководствоваться девизом, который сохранился у меня с детства: «Попытаюсь сделать максимально возможное!»


Политический редактор газеты «Таймс» Майкл Биньон встречался с Гордоном Брауном. Я спросила его, какие черты личности нового британского премьер-министра он бы выделил прежде всего.



Майкл Биньон : Многие считают, что о нем трудно что-то сказать, потому что он очень закрытый человек. Большинство избирателей практически ничего не знает о его характере. Полагают, что Браун скрытен, честен, серьезен, умен. Обычно он не выражает публично своих чувств; он намного более интровертен, чем Блэр. Ему не всегда легко общаться со своим окружением. Браун очень упрям, бывает капризен, педантичен. Некоторые его сослуживцы даже называют его сталинистом – прозвище, конечно, вводящее в заблуждение. Так что для многих англичан он личность практически неизвестная.



Наталья Голицына : Что можно сказать о политических убеждениях Брауна?



Майкл Биньон : Гордон Браун наряду с Тони Блэром был создателем «нового лейборизма» - современной идеологии лейбористской партии, отбросившей старомодные социалистические принципы. Как и Блэр, Гордон Браун считает, что лейбористская партия должна сблизиться с деловыми кругами и принять правила рыночной экономики. Утверждают, что он отрешился от идей старомодного социализма, однако, на мой взгляд, этому нет никаких подтверждений. Гордон Браун, конечно, верит в социальное равенство, однако это убеждение не включает равенства возможностей. Многие полагают, что это его убеждение учитывает лишь равенство результатов. И именно это иногда порождает обвинение в том, что он сторонник сталинистской концепции социализма. У Гордона Брауна нет опыта во внешней политике. Его можно назвать евроскептиком – в отличие от Тони Блэра он не очень верит в европейские идеалы. Впрочем, Браун считает, что это идет на пользу британскому бизнесу. Он не намерен многое менять в этой сфере, но хотел бы предоставить бизнесу новые возможности на европейском рынке. Что касается внутренней политики, то здесь Браун проявляет осторожность. Он верит, как он часто утверждает, в «фискальное благоразумие». Он хочет довести до конца ряд реформ, начатых Блэром в социальной сфере, однако руководствуясь при этом совсем другими соображениями.



Наталья Голицына : Можно ли назвать Гордона Брауна и Тони Блэра соперниками?



Майкл Биньон : Конечно, долгое время они были соперниками. Браун не раз высказывал возмущение, что Блэр не ушел намного раньше. Он надеялся намного раньше занять его место. На мой взгляд, Тони Блэр не уступал ему свой пост частично по причине личного соперничества, а частично из-за политической ревности. Блэр был намерен сохранять за собой пост премьера по крайней мере в течение десяти лет. Так что последние два года между ними существовали значительные трения.



Наталья Голицына : Каких изменений в британской внешней политике можно ожидать от Гордона Брауна на посту премьер-министра?



Майкл Биньон : Для начала у нас появится новый министр иностранных дел. Почти наверняка Маргарет Бекетт будет отправлена в отставку. Мы не знаем, кто ее сменит, но это наверняка будет человек, обладающий большим интересом к внешней политике. У самого Гордона Брауна нет внешнеполитического опыта, так что не думаю, что внешняя политика заметно изменится, – по крайней мере в краткосрочной перспективе. Собственно, в большинстве стран внешняя политика не меняется так уж быстро после прихода нового правительства; тем более этого не происходит при смене премьер-министров. Думаю, что британская политика в отношении Европы, России и Америки останется в целом неизменной. Публично Гордон Браун слегка дистанцируется от Джорджа Буша, чтобы не казаться таким уж его близким соратником, каким был Блэр. В действительности же Браун верит в американскую политику не меньше Блэра. Он часто посещает США и обычно проводит там отпуск. Думаю, что он скептичнее, чем Блэр, относится к операции в Ираке и может показаться, что он даже подумывает о выводе оттуда британских войск, однако Браун наверняка не противопоставит себя американской политике – по крайне мере публично. Но внешне он будет менее привержен политической линии США.



Наталья Голицына : Скажется ли смена премьер-министров на британской политике в отношении России?



Майкл Биньон : Не думаю, что отношения между двумя странами улучшатся. Но не думаю, что они и ухудшатся. Браун мало что знает о России, он не уделял ей серьезного внимания, как это сделал Блэр, когда к власти там пришел Владимир Путин. В дальнейшем Блэр был разочарован развитием событий в России и думаю, что Браун разделяет это разочарование, особенно в отношении наступления на свободу слова, практического отсутствия свободных СМИ и снижения уровня демократии. Но не думаю, что он предпримет какие-то шаги, чтобы изменить в худшую сторону и без того прохладные отношения между двумя странами.



Наталья Голицына : Говорил политический редактор газеты «Таймс» Майкл Биньон.



XS
SM
MD
LG