Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Новые открытия архива Службы госбезопасности бывшей Чехословакии


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Нелли Павласкова.



Никита Татарский: В архивах СТБ (службы госбезопасности бывшей Чехословакии) недавно были найдены интереснейшие секретные материалы, касающиеся прошлого одного из агентов чехословацкой разведки на Западе - Йозефа Беднаржика, в восьмидесятые годы работавшего «под прикрытием» во Франции и сумевшего войти в полное доверие к французскому министру внутренних дел Пьеру Жоксу.



Нелли Павласкова: В восьмидесятые годы прошлого века в Чехословакии никто не сомневался в том, что антикоммунист и диссидент Йозеф Беднаржик, подписавший знаменитую «Хартию-77» и заключенный за это на полтора года в тюрьму, – смелый, открытый, честный человек. Беднаржик, уроженец города Оломоуц, часто бывал в Праге, где и познакомился с лидерами диссидентского движения в Чехословакии того времени - прежде всего, с братом Иржи Пеликана - Владимиром. Иржи Пеликан - одна из ведущих фигур «пражской весны» - был в то время уже известным политэмигрантом, депутатом Европарламента и издателем правозащитного журнала «Листы», за чтение которого в Чехословакии тогда полагалось тюремное заключение. Семья Владимира Пеликана считала Беднаржика близким другом, а он очень любил с ними фотографироваться.


В один прекрасный день Йозеф Беднаржик исчез и через некоторое время появился во французском Дижоне с этими фотографиями, послужившими ему своеобразным пропуском в высшее общество. Беднаржик даже вошел в доверие к министру внутренних дел Франции Пьеру Жоксу, стал его советником по вопросам госбезопасности. В 1987 году он получил французское гражданство и новое имя – Гийом Беард.


Каково же было изумление семьи Пеликан, узнавшей со временем, что Беднаржик только притворялся диссидентом, потому что в действительности был агентом чехословацкой разведки СТБ. Ныне, через 17 лет после падения коммунистического режима, журналист пражской газеты «Млада фронта днес» Ярослав Кмента получил в архиве доступ к документам, касающимся Беднаржика. Вот что он узнал.



Ярослав Кмента: СТБ готовила своего агента Беднаржика к разведывательной работе с начала семидесятых годов. Его первоначальная кличка была «Портос». Потом его переименовали в «Арамиса». Приказали подписать «Хартию 77», для отвода глаз посадили на 18 месяцев в тюрьму. Его задача была ясной и конкретной: осесть во Франции и в случае третьей мировой войны вести секретные операции на «вражеской территории», а также руководить работой трех других агентов. С пражским центром СТБ Беднаржик поддерживал радиосвязь, а также оставлял сообщения в тайнике, находившимся в мужской уборной кафе «Престо», в большом универмаге. Шпион отправлял в Прагу ценные сообщения о действиях видных чехословацких эмигрантов-правозащитников. СТБ было прекрасно осведомлено о том, какую литературу они посылали в Чехословакию и какими путями, кому помогали деньгами, с кем поддерживали связь.



Нелли Павласкова: Однако, по словам Ярослава Кменты, в архивах бывшей СТБ нет ни слова о том, какую информацию шпиону удалось выведать у министра внутренних дел Франции. Чешские эксперты уверены, что эти материалы сразу отправлялись в КГБ, в Москву...


Йозеф Беднаржик по сей день живет во Франции под именем Гийом Беард. Недавно ему исполнилось 57 лет. Ярослав Кмента позвонил ему по телефону, и ему удалось кое-что узнать.



Ярослав Кмента: Он теперь стал большим чиновником в одном из департаментов Бургундии, работает в отделе стратегического анализа. Как он со мной говорил? Как шпион! Сначала прикидывался, что ничего не понимает, но, поняв, что я видел его секретное досье, сказал, что работал и на ЦРУ под псевдонимом «Август». Что таким путем он боролся с коммунизмом… Что все тогда так делали, такое уж было время! На самом деле он был предан коммунистам, и вся его работа была направлена на дестабилизацию обстановки на Западе.



Нелли Павласкова: Отреагировали ли французы на ваш материал?



Ярослав Кмента: К нему обращались известные французские журналисты, но с ними Беднаржик был весьма осторожен в высказываниях относительно своей «работы» на ЦРУ. Журналисты разыскали и бывшего главу МВД Франции, ныне пенсионера Жокса. Тот утверждает, что сталкивался с Беднаржиком только в Бургундии, однако сам шпион утверждает, что был советником главы МВД в Париже. Вся документация по этому поводу находится в Москве.


XS
SM
MD
LG