Ссылки для упрощенного доступа

Обострение грузино-осетинского конфликта: три танка как средство психологического давления


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Олег Кусов и в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Андрей Шароградский: Глава российского МИДа Сергей Лавров и президент самопровозглашённой Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты выразили тревогу в связи с ростом напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта. Об этом говорится в сегодняшнем сообщении внешнеполитического ведомства России. Представители Временной администрации на территории Южной Осетии считают, что Эдуард Кокойты и подчинённые ему структуры намеренно идут на обострение ситуации в зоне конфликта.



Олег Кусов: Накануне жители грузинских селений вытеснили с трасы Никози-Авневи российских миротворцев. Местные жители посчитали, что военные помешают благоустроить объездную дорогу. Рассказывает наш корреспондент в Грузии Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Грузинская и осетинская стороны уже давно спорят о том, кто должен контролировать стратегически важную дорогу Никози-Авневи, которая соединяет грузинские села Южной Осетии с внутренними регионами Грузии в обход осетинских сел. Однако эта тема стала, скажем так, взрывоопасно-актуальной после того, как в четверг Грузия возобновила модернизацию упомянутой дороги, несмотря на то, что несколько дней назад российские миротворцы заняли дорогу, пытаясь тем самым предотвратить противостояние грузинских и осетинских военных.


В четверг около четырех тысяч жителей грузинских сел вышли на дорогу и буквально вытеснили миротворцев, которые не оказали сопротивления, поскольку не хотели и не стали применять оружия против безоружных людей, в том числе женщин и детей. Разъяренные сельчане обливали миротворцев краской, били камнями по БТРам и даже заливали краску в дула автоматических пушек боевых машин пехоты. Командующий миротворческими силами генерал Марат Кулахметов под грохот ударов камнями по корпусам военной техники и рев спонтанного митинга пытался объяснить людям, что цель миротворцев - лишь сохранить мир и не допустить кровопролития. В конце концов, генерал Кулахметов все-таки приказал своим солдатам покинуть дорогу во избежание столкновений с безоружным населением.


Командующий грузинским миротворческим контингентом полковник Мамука Курашвили распорядился ввести в Южную Осетию дополнительные подразделения грузинских вооруженных сил. Несколько боевых машин пехоты подошли к дороге под грузинскими флагами и заняли боевые позиции. Сам полковник Курашвили не считает свой приказ незаконным.



Мамука Курашвили: Грузинский миротворческий батальон не увеличивался, мы лишь заполнили свою квоту (количество миротворческого контингента). Строительство дороги будет продолжено, нравится это кому-то или не нравится. Так что ничего особенного здесь не происходит.



Георгий Кобаладзе: По последним данным, грузинские военные по-прежнему удерживают дорогу, но в окрестностях Цхинвали, Авневи и Никози слышна стрельба.



Олег Кусов: Президент самопровозглашённой Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил российским информационным агентствам, что грузинская сторона ввела в зону конфликта тяжёлую бронетехнику. В Цхинвали расценили перемещение бронетехники как психологическое давление на южных осетин. Говорит глава Комитета информации и печати правительства самопровозглашённой республики Ирина Гаглоева…



Ирина Гаглоева: Три танка пока в Никози. Они стоят в боевой готовности, по крайней мере, чисто внешне. Расцениваем это как психологическое воздействие. Вообще, вот эти трехдневные все действия говорят о том, что они предпринимают все усилия для психологической агрессии против республики. Возможно, это подготовка к каким-то силовым действиям дальнейшим. Но предшествует этому в любом случае вот такое нечеловеческое и абсолютно логикой не объяснимое психологическое воздействие - введение этих танков, их расположение. Там ходят люди. Проезд гражданского населения между населенными пунктами Грузии и Южной Осетии продолжается, и, естественно, все всё видят, всё рассказывают, территория компактно маленькая, и всё это передается. Естественно, отражается на психологическом каком-то моменте. Кроме того, эти снайперские обстрелы, внутренние обстрелы и так далее. То есть все говорит о психологической агрессии. Очень бы хотелось верить, что дальнейшего развития событий не будет, непосредственно силовых каких-то действий, хотя от психологических тоже не легче.



Олег Кусов: Выступление жителей грузинских селений против российских миротворцев Ирина Гаглоева объясняет так…



Ирина Гаглоева: Вообще, в арсенале Грузии это обычное явление. У них есть специальные, видимо, или фонды, или какие-то средства. Нам известно, что каждому жителю было заплачено 10 лари и выдан мешок муки. То же самое было во время "розовой" революции, когда они платили жителям и на автобусах их возили за то, чтобы они ночевали у дома правительства. То есть это обычный заработок нечестный и, в общем-то, достаточно антиосетинский в данном конкретном случае. Потому что простые жители, я просто больше чем уверена, совершенно аполитичны, особенно близлежащих грузинских сел. На 80% жители грузинских сел торгуют у нас на рынках, им как раз эта ситуация совершенно не нужна, и они очень часто это заявляют. Видимо, какая-то экономическая ситуация заставляет их принимать эти подачки или, может быть, силовой момент... Так что это неестественный процесс, искусственно организованный.



Олег Кусов: В Цхинвали намеренно нагнетают напряжение, убеждена руководитель внешнеполитической структуры Временной администрации на территории Южной Осетии Майя Чигоева-Цабошвили.



Майя Чигоева-Цабошвили: За последнее время господин Кокойты в своих высказываниях, конечно, очень жестко и очень часто говорит, что грузинская сторона, в частности, администрация Санакоева готовит какие-то провокации. Ну, он может так говорить. Я понимаю, это такая ситуация, когда господин Кокойты чувствует себя более свободным, потому что в таких ситуациях у него появляется возможность продлить свое правление в Южной Осетии, потому что это тот человек, который доказал и в 2004 году, и после этого тоже, что он не тот человек, который хочет именно мирным путем разрешить конфликт, именно мирным путем способствовать тому, чтобы, как он часто говорит, его народ, который последние 17 лет живет в очень плохих ситуациях, смог бы развиваться нормально. То, что он очень эмоционально высказывается по поводу администрации Санакоева, я его понимаю, потому что он уже понял, что эта администрация и эти люди, которые вместе с Санакоевым и вправду хотят мирным путем разрешить этот конфликт, они могут ускорить процесс, который приведет к тому, что господин Кокойты в скором будущем уже не сможет, как политик, говорить от имени Южной Осетии.



Олег Кусов: Руководство Временной администрации на территории Южной Осетии готово принять участие в мирных переговорах по урегулированию ситуации, но считает, что нынешний формат СКК необходимо изменить.


XS
SM
MD
LG