Ссылки для упрощенного доступа

Новые проблемы в отношениях России и Грузии: кто устроил перестрелку на границе


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Олег Кусов и в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Андрей Шарый: Из зоны грузино-осетинского конфликта поступает противоречивая информация. Цхинвали утверждают, что Грузия ввела туда танки. Командующий грузинским миротворческим батальоном Мамука Курашвили эту информацию опровергает. По его словам, в район прибыли лишь несколько бронетранспортеров для обеспечения безопасности в ходе ремонтных работ на дороге Авневи – Никози, где в четверг произошли стычки между местными жителями и российскими миротворцами. Эта дорога соединяет грузинские села непризнанной республики с внутренними регионами Грузии в обход осетинских селений. Сегодня в Южной Осетии скончался один из раненных накануне сотрудников милиции. Об этом говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте правительства республики. Ранее сообщалось, что в Цхинвали обстрелян пост югоосетинской милиции, тяжело ранены два сотрудника Министерства внутренних дел непризнанной автономии.


Глава российского Министерства иностранных дел Сергей Лавров и президент самопровозглашённой Южной Осетии Эдуард Кокойты выражают тревогу в связи с ростом напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта. А представители временной администрации на территории Южной Осетии, а это прогрузинские власти, считают, что Эдуард Кокойты и подчинённые ему структуры власти намеренно идут на обострение ситуации.



Олег Кусов: Накануне жители грузинских селений вытеснили с трасcы Никози – Авневи российских миротворцев. Местные жители посчитали, что военные помешают благоустроить объездную дорогу. Рассказывает наш корреспондент в Грузии Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Грузинская и осетинская стороны уже давно спорят о том, кто должен контролировать стратегически важную дорогу Никози – Авневи, которая соединяет грузинские села Южной Осетии с внутренними регионами Грузии в обход осетинских сел. В четверг Грузия возобновила модернизацию дороги, несмотря на то, что несколько дней назад российские миротворцы заняли дорогу, пытаясь тем самым предотвратить противостояние грузинских и осетинских военных. Около четырех тысяч жителей грузинских сел вышли на дорогу и буквально вытеснили миротворцев. Разъяренные сельчане обливали миротворцев краской, били камнями по БТРам и даже заливали краску в дула автоматических пушек боевых машин пехоты. Командующий миротворческими силами генерал Марат Кулахметов под грохот ударов камнями по корпусам военной техники пытался объяснить людям, что цель миротворцев - лишь сохранить мир и не допустить кровопролития.


Командующий грузинским миротворческим контингентом полковник Мамука Курашвили распорядился ввести в Южную Осетию дополнительные подразделения грузинских вооруженных сил. Несколько боевых машин пехоты подошли к дороге под грузинскими флагами. Сам полковник Курашвили не считает свой приказ незаконным.



Мамука Курашвили: Грузинский миротворческий батальон не увеличивался, мы лишь заполнили свою квоту (количество миротворческого контингента). Строительство дороги будет продолжено, нравится это кому-то или не нравится.



Георгий Кобаладзе: Грузинские военные по-прежнему удерживают дорогу, но в окрестностях Цхинвали, Авневи и Никози слышна стрельба.



Олег Кусов: Президент самопровозглашённой Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил российским информационным агентствам, что грузинская сторона ввела в зону конфликта тяжёлую бронетехнику. В Цхинвали расценили перемещение бронетехники как психологическое давление на южных осетин. Говорит глава Комитета информации и печати правительства самопровозглашённой республики Ирина Гаглоева…



Ирина Гаглоева: Три танка пока в Никози. Расположение их, дислокация – на сторону Южной Осетии. На территорию они не вошли, но они стоят в боевой готовности, по крайней мере чисто внешне. Мы оцениваем это как психологическое воздействие. Вообще, вот эти трехдневные все действия говорят о том, что они предпринимают все усилия для психологической агрессии против республики. Возможно, это подготовка к каким-то силовым действиям дальнейшим. Но предшествует этому в любом случае вот такое нечеловеческое и абсолютно логикой не объяснимое психологическое воздействие - введение этих танков, их расположение. Там ходят люди. Проезд гражданского населения между населенными пунктами Грузии и Южной Осетии продолжается, и, естественно, все всё видят, всё рассказывают, территория компактно маленькая, и всё это передается. Естественно, отражается на психологическом каком-то моменте. Кроме того, эти снайперские обстрелы, внутренние обстрелы и так далее. То есть все говорит о психологической агрессии.



Олег Кусов: Выступление жителей грузинских селений против российских миротворцев Ирина Гаглоева объясняет так…



Ирина Гаглоева: Вообще, в арсенале Грузии это обычное явление. У них есть специальные, видимо, или фонды, или какие-то средства. Нам известно, что каждому жителю было заплачено 10 лари и выдан мешок муки. То же самое было во время «розовой» революции, когда они платили жителям и на автобусах их возили за то, чтобы они ночевали у дома правительства. То есть это обычный заработок нечестный и, в общем-то, достаточно антиосетинский в данном конкретном случае. Потому что простые жители, я просто больше чем уверена, совершенно аполитичны, особенно близлежащих грузинских сел. На 80 процентов жители грузинских сел торгуют у нас на рынках, им как раз эта ситуация совершенно не нужна. Видимо, какая-то экономическая ситуация заставляет их принимать эти подачки или, может быть, силовой момент... Так что это неестественный процесс, искусственно организованный.



Олег Кусов: В Цхинвали намеренно нагнетают напряжение, убеждена руководитель внешнеполитической структуры Временной администрации на территории Южной Осетии Майя Чигоева-Цабошвили.



Майя Чигоева-Цабошвили: За последнее время господин Кокойты в своих высказываниях, конечно, очень жестко и очень часто говорит, что грузинская сторона, в частности, администрация Санакоева готовит какие-то провокации. Ну, он может так говорить. Я понимаю, это такая ситуация, когда господин Кокойты чувствует себя более свободным, потому что в таких ситуациях у него появляется возможность продлить свое правление в Южной Осетии. Потому что это тот человек, который доказал и в 2004 году, и после этого тоже, что он не тот человек, который хочет именно мирным путем разрешить конфликт. То, что он очень эмоционально высказывается по поводу администрации Санакоева, я его понимаю, потому что он уже понял, что эта администрация и эти люди, которые вместе с Санакоевым, и вправду хотят мирным путем разрешить этот конфликт. Они могут ускорить процесс, который приведет к тому, что господин Кокойты в скором будущем уже не сможет, как политик, говорить от имени Южной Осетии.



Олег Кусов: Руководство Временной администрации на территории Южной Осетии готово принять участие в мирных переговорах по урегулированию ситуации, однако оно считает, что нынешний формат СКК необходимо изменить.



Майя Чигоева-Цабошвили: СКК, которая уже с 1994 года, после того, как изменилась форма, появились новые участники, постоянно там были заседания. Были очень многие договоренности достигнуты, и это очень хорошо. Но, к сожалению, за последние несколько месяцев, особенно с начала 2006 года, мы все уже хорошо понимали, что СКК, которая в течение уже фактически 13 лет не изменилась, требовалось изменение этого формата. Особенно такая необходимость возникла после появления новых реалий в Южной Осетии. В ноябре 2006 года на половине территорий Южной Осетии были параллельные, альтернативные выборы, на которых половина населения Южной Осетии голосовала за Дмитрия Санакоева. И сейчас, если господин Кокойты говорит, что тот формат, который в течение 13 лет может быть кое-чего добивался, но радикального разрешения конфликта не было достигнуто, чтобы опять в таком же составе продолжить эти заседания – я понимаю тогда, что надо ставить вопрос: а зачем? Тем более, после появления нового, так скажем, игрока на шахматной доске. В любом случае переговоры должны быть, но не так, как господин Кокойты хочет.



Олег Кусов: Член Совета Федерации от Северной Осетии Валерий Кадохов выразил обеспокоенность по поводу очередного обострения ситуации в Южной Осетии. В интервью агентству «Интерфакс» он заявил, что не только Северная Осетия готова оказать поддержку Южной Осетии, но также и другие республики Северного Кавказа заявляли об этом. Однако такой вариант был бы крайней нежелательным, поскольку привел бы к началу нового серьезного конфликта в этом регионе, отметил Валерий Кадохов.


XS
SM
MD
LG