Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Психиатрическая реабилитация преступников в Нидерландах


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.



Олег Винокуров: Новое социал-демократическое правительство Нидерландов, в числе прочего, вынуждено сейчас заниматься реформой уникальной в своем роде системы психиатрической реабилитации психически больных преступников. Эта проблема стала одной из тем недавней встречи с иностранными журналистами в Гааге главы Министерства юстиции Нидерландов Небахат Албайрак.



Софья Корниенко: Пенитенциарная система Нидерландов включает в себя уникальную сеть учреждений психиатрической реабилитации преступников, на голландском языке называемой просто тремя буквми tbs . Это сокращение от длинного слова Terbeschikkingstelling – дословно «предоставление в распоряжение». Некоторых преступников предоставляют в распоряжение психиатров сразу после суда, если удается доказать, что подозреваемый виновен в совершении преступления, за которое по уголовному кодексу полагается более четырех лет тюрьмы, причем совершил он это преступление по причине душевного отклонения. Связь между преступлением и психическим расстройством устанавливается в ходе независимого медицинского обследования. Речь идет не о принятом во многих странах принудительном психиатрическом лечении. Реабилитация tbs может быть назначена судом как во время обыкновенного тюремного заключения, так и вместо него, а терапевтические методы – поведенческая терапия, психомоторная терапия, творческая, музыкальная терапия, а в некоторых случаях и медикаментозная – не могут быть заключенному навязаны, назначены принудительно. Принудительным является лишь его физическое содержание в реабилитационной клинике.


Рассказывает Госсекретарь, то есть глава Министерства юстиции Нидерландов Небахат Албайрак.



Небахат Албайрак : Эта дополнительная исправительная мера применяется в нашей стране уже около восьмидесяти лет в отношении людей, совершивших преступление под влиянием психического заболевания или отклонения. Одним терапия помогает, другие оказываются к ней невосприимчивы, и мы вынуждены помещать их в так называемые tbs longstay – отделения продленной психиатрической помощи, чтобы обеспечить защиту общества от их разрушительного поведения в течение многих лет.



Софья Корниенко: Попадая в учреждение tbs, преступник не знает, какой срок ему предстоит там отбыть – все зависит от успешности терапии. Максимальным считается срок в шесть лет. Однако накопилась уже довольно большая группа людей, которых и через шесть и более лет отпускать на волю оказывается небезопасно. Так один заключенный проходит подобную продленную реабилитацию с 1960 года!



Небахат Албайрак : Тема учреждений психиатрической реабилитации заключенных – tbs – привлекла к себе пристальное внимание общественности из-за ряда инцидентов, когда заключенные из этих учреждений совершали побег, зачастую во время короткого отпуска, и повторные преступления, в том числе убийства.



Софья Корниенко: Сообщения о преступлениях, совершенных сбежавшими или находящимися в отпуске, как говорят здесь, в увольнении, «реабилитантах», поступают каждый год. Наиболее громким было дело Вильхельма Схипперса, который два года назад сбежал из-под носа сопровождавших его сотрудников клиники и был найден лишь спустя неделю в саду убитого им пожилого мужчины. В 2004 году другой пациент не вернулся из увольнения и уже в первые два дня пребывания на свободе изнасиловал 13-летнюю девочку. В начале 90-х годов некий Михил Стокс, осужденный за изнасилование детей, якобы «успешно» завершил лечение и был отпущен. Через несколько лет его снова осудили, теперь уже за убийство троих детей. В 1997 году двое пациентов сбежали из строго охраняемой клиники Van Mesdagkliniek через вентиляционную трубу. Двумя годами позже во время расследования в той же клинике выяснилось, что пятеро женщин из персонала заведения состояли в сексуальной связи с заключенными. Согласно данным Экспертного центра судебной психиатрии, за период с 2000 по 2005 год в среднем из увольнения добровольно не возвращались каждый месяц около 7 пациентов. Примерно четверо в год совершали новые преступления.



Небахат Албайрак : Из-за трагических инцидентов и побегов в нидерландском обществе снизилось доверие ко всей системе tbs. Возникла необходимость в парламентском расследовании, которое было завершено год назад. Я была одним из депутатов парламента, участвовавших в расследовании. Его результаты очень вдохновляют – настолько, что я готова подписаться под всеми рекомендациями парламентской комиссии.



Софья Корниенко: Парламентская комиссия пришла к выводу, что, несмотря на инциденты, система в целом оправдывает существование. Было предложено увеличить сроки наблюдения за пациентами, завершившими стационарное лечение, до 9 лет, ввести в некоторых исключительных случаях принудительное лечение, в некоторых случаях ввести пожизненное лечение. Была усилена охрана реабилитационных учреждений.


Только что миновали сто дней с момента вступления в должность нового кабинета. Пришедшие к власти социал-демократы обещают решить проблему.


XS
SM
MD
LG