Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт Фонда Карнеги Лилия Шевцова о встрече Владимира Путина и Джорджа Буша


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие эксперт Фонда Карнеги Лилия Шевцова.



Михаил Саленков: На прямой связи со студией Радио Свобода по телефону эксперт Фонда Карнеги Лилия Шевцова. Накануне, перед тем, как отправиться через океан, на встречу с президентом США, Владимир Путин сказал, что ждет уважительного диалога и «игры по правилам». Можете интерпретировать, что имел в виду российский президент? Действительно все настолько плохо в отношениях России и США? Ведь все-таки Буш пригласил Путина к себе домой.



Лилия Шевцова: Михаил, действительно, отношения России и Америки находятся в определенной стадии кризиса. Трудно сказать, какой точки кризиса мы достигли, но совершенно очевидно одно: тот факт, что встреча двух президентов состоялась, и то, что они сидят вместе за обеденным столом, говорит о том, что они, по крайней мере, имеют единство взглядов на программу минимум. И программа минимум отнюдь не в совершении прорыва в отношениях. Прорыв в отношениях сегодня невозможен. А программа минимум состоит в том, чтобы, по крайней мере, снять напряженность в наших отношениях и не допустить дальнейшего скольжения вниз. И, видимо, эта программа минимум вполне реализуема. А вот что касается программы максимум, – найти точки соприкосновения по вопросам Косово, по вопросам ПРО, по возможной третьей резолюции по Ирану по другим вопросам, вот эта программа максимум, возможно, так и не будет осуществлена.



Михаил Саленков: То есть, вы, таким образом, просто-напросто соглашаетесь с вашими коллегами, которые ранее у нас в эфире говорили о том же самом. Но говорят о том, что договориться невозможно, и при этом не предлагают никаких решений. А вот, на ваш взгляд, как можно было бы решить вопрос, скажем, в ситуации с размещением элементов американской системы противоракетной обороны в Европе и критикой Запада в адрес России по поводу недемократичности?



Лилия Шевцова: Во-первых, Михаил, давайте очень кратко отметим, почему сложно обоим президентам сегодня добиться точных, четких договоренностей и, тем более, заставить обе столицы, обе страны следовать этим договоренностям. Две причины. Первое – то, что оба президента уходят, и никогда в истории международных отношений прорывы не достигались уходящими президентами. В принципе, это задача и миссия тех лидеров, которые приходят на их место. И второе, наши отношения действительно достигли такой стадии и точки замерзания, о чем мы с вами говорили выше, что очень сложно без мучительной, долгой, сложной работы выйти на прорыв хотя бы в одной из сфер. Что касается ПРО, то есть очень существенные различия в подходе и американской, и российской стороны к этой проблеме. И инициатива Путина по поводу азербайджанского радара отнюдь не вносит ясности, где может быть точка соприкосновения. Но вот есть возможность, по крайней мере, сделать совместное заявление по одному вопросу – по вопросу о том, что точки соприкосновения России и Америки по вопросу третьей резолюции санкций в отношении Ирана вполне возможны. И не исключено, что оба президента также заявят о том, что они могут поставить свои дипломатические машины обсуждать возможность нового соглашения СНВ-3, после того, как СНВ-2 исчерпает себя. Что касается Косово, здесь совершенно невозможно, мне кажется, за обеденным столом и за лобстерами достигнуть какого-либо единства мнений. Поэтому я думаю, что оба президента заинтересованы в том, чтобы, по крайней мере, заморозить противоречия и разморозить формат диалога. Это задача, с которой они приехали в Кеннебанкпорт.



Михаил Саленков: Лилия Федоровна, роль Буша-старшего, экс-президента США, в принятии подобных решений и его отношение к российскому президенту – каковы они?



Лилия Шевцова: Я думаю, что Буш-старший создает благоприятную атмосферу для того, чтобы два президента нашли общий язык. По крайней мере, очень многое зависит от того, какова атмосфера в этом доме, каков формат встречи (а он дружеский) и каковы чувства доверия друг к другу. Я думаю, что Буш-старший, по крайней мере, создаст возможность для осуществления обоими президентами программы минимум.


XS
SM
MD
LG