Ссылки для упрощенного доступа

Новых соглашений от встречи Путина и Буша ждать не следует


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.



Андрей Шароградский: В американском штате Мэн продолжается двухдневная встреча президентов США и России Джорджа Буша и Владимира Путина. По мнению большинства наблюдателей, то, что Буш пригласил Путина в свое семейное поместье в местечке Кеннебанкпорт на побережье Атлантики - это формальный жест, призванный показать миру, что отношения Вашингтона и Москвы находятся на нормальном уровне, и никаких новых соглашений и договоренностей во время встречи ждать не следует.



Александр Гостев: Размещение элементов системы американской ПРО в Восточной Европе, соблюдение прав человека в России, статус Косова и ядерная программа Ирана - по информации из США, это основные темы вчерашней и сегодняшней бесед Джорджа Буша и Владимира Путина. Неофициальный саммит президентов, после которого обе стороны, очевидно, сохранят каждая свое собственное мнение по всем перечисленным проблемам, большинство журналистов уже назвали «омарным», или «лобстерным». Буш и Путин общаются за обеденным столом и во время морской рыбалки, чтобы продемонстрировать окружающим большую и взаимную симпатию на фоне неуклонно ухудшающейся, как утверждают политологи, атмосферы российско-американских отношений.



Джордж Буш: Хорошо! Все это на самом деле происходит! Спасибо, что приехали!



Александр Гостев: Сказал Буш журналистам во время короткого выхода к журналистам и совместного фотографирования. Непонятно, к кому были обращены эти слова - к Путину или к прессе.


Вот как описал первый день встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров.



Сергей Лавров: Обсуждалась жизнь, как развивается ситуация в Соединенных Штатах, в России, как эволюционируют демократические системы двух стран, и оба президента прекрасно понимают, что любое развитие событий не должно привести к тому, чтобы отношения Москвы и Вашингтона стали заложниками той или иной ситуации внутриполитической, которая может быть связана с предвыборными кампаниями.



Александр Гостев: Как заявляют представители пресс-служб Белого дома и российского президента, подробности всех бесед появятся только после официального завершения саммита. Эксперты по международной политике пока высказывают мнение о том, насколько холодными в реальности являются отношения двух стран. В последнее время Москва сделала несколько новых заявлений и шагов, очевидно, негативно воспринятых Вашингтоном. Пышный прием, оказанный в России антиамериканскому президенту Венесуэлы Уго Чавесу, который на весь мир называет Владимира Путина своим братом, или обращенные к Западу советы заниматься решением собственных проблем, а не заботиться о демократии в России. Как может воспринимать все это президент США? Мнение Энн Эпплбаум, обозревателя газеты «Вашингтон пост», известного эксперта по российско-американским отношениям.



Энн Эпплбаум: Вы ведь знаете, как Буш ведет себя в международной политике. Вероятно, ему кажется, что в какой-то момент в прошлом у него были хорошие личные отношения с Путиным. И он пытается вновь наладить эту личную дружбу, чтобы укрепить отношения двух государств, России и США. В общем, я хочу сказать, что его взгляд - крайне наивен!



Александр Гостев: Схожего мнения придерживается экспертный аналитик Центра Карнеги в Москве Лилия Шевцова, хотя она и не столь критична в отношении личного общения президентов США и России.



Лилия Шевцова: Тот факт, что встреча двух президентов состоялась и то, что они сидят вместе за обеденным столом, говорит о том, что они, по крайней мере, имеют единство взглядов на программу минимум. Программа минимум состоит в том, чтобы, по крайней мере, снять напряженность в наших отношениях и не допустить дальнейшего скольжения вниз. И, видимо, эта программа минимум вполне реализуема. А вот что касается программы максимум - найти точки соприкосновения по вопросам Косова, по вопросам ПРО, по возможной третьей резолюции по Ирану и по другим вопросам - вот эта программа максимум, возможно, так и не будет осуществлена. Сложно обоим президентам сегодня добиться точных, четких договоренностей и тем более заставить обе столицы, обе страны следовать этим договоренностям.


Две причины. Первая то, что оба президента уходят. И никогда в истории международных отношений прорывы не достигались уходящими президентами. В принципе это задача и миссия тех лидеров, которые приходят на их место.


И второе. Наши отношения действительно достигли такой стадии и точки замерзания, о чем мы с вами говорили выше, что очень сложно без мучительной, долгой, сложной работы выйти на прорыв хотя бы в одной из сфер. Совершенно невозможно, мне кажется, за обеденным столом и за лобстерами достигнуть какого-либо единства мнений.



Александр Гостев: Большинство политологов указывают на то, что оба уходящих в следующем году президента, и Путин, и Буш, озабочены, в том числе, проблемой «исторического наследия», которое они оставят своим преемникам, и их задача - не дать отношениям Вашингтона и Москвы скатиться на уровень настоящей «холодной войны». Как говорит известный американский советолог Маршалл Голдман, содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета, Джорджа Буша эта проблема волнует больше, поскольку исход следующих президентских выборов в США более туманен, чем в России.



Маршалл Голдман: Россия совершила серьезные ошибки, но для Джорджа Буша эта встреча гораздо больше, чем тактический шаг с целью одержать верх в конкретном вопросе. Когда мы с ним разговаривали около года назад, президента явно волновал вопрос о том, как будет выглядеть его политическое наследие 20 лет спустя. Он тогда почти прямо спрашивал, что, какие инициативы могли бы оставить хорошую память о его президентстве, что он упустил. Ему наверняка было бы не по себе, если в истории о нем осталась память, как о президенте, который получил в наследие от своего предшественника сравнительно хорошие отношения с Россией, а ко времени его ухода из Белого дома двусторонние отношения опустились почти до уровня "холодной войны". Я полагаю, что для Буша это, так сказать, решающий бой за Россию. Он хочет показать, что к нему не пристанет ярлык человека, потерявшего Россию.



Александр Гостев: Известный московский политический эксперт, приглашенный профессор Гудзоновского университета в Вашингтоне Андрей Пионтковский считает, что Россия сейчас хорошо понимает, в чем слабость нынешней международной политики США, и потому усилия Джорджа Буша - наладить диалог с Путиным с помощью «личной дружбы» и слегка театральной встречи в семейном кругу в доме с видом на океан - скорее всего, не дадут результатов.



Андрей Пионтковский: Курс российской политики на конфронтацию с Западом, во всяком случае, в таком виртуальном поле идеологии, пропаганды, он разделяется значительной частью российского политического класса и в Москве царит такое эйфорическое ощущение, во-первых, собственной мощи, накачанной нефтегазовыми мускулами. А, кроме того, ощущение слабости Запада и, прежде всего, Соединенных Штатов, которое действительно очевидно. Соединенные Штаты завязли в Ираке, имеют массу других внешнеполитических проблем. Вот Москва реализует вот эту довольно странную смесь такого, давно ощущаемого комплекса неполноценности и одновременно теперь с комплексом мегаломании.


Прогресса никакого не будет, но и громкого провала не будет. Понимаете, после той высокой планки, которую Владимир Владимирович задал, сравнив Соединенные Штаты с третьим рейхом, любая встреча, которая обойдется без таких сравнений, уже будет рассматриваться как успех.



Александр Гостев: Говорил приглашенный профессор Гудзоновского университета в Вашингтоне Андрей Пионтковский.


XS
SM
MD
LG