Ссылки для упрощенного доступа

Адвокаты Платона Лебедева: «следователь нагло врет, и остановить его никто не может»


Адвокаты Платона Лебедева настаивают, что он и Михаил Ходорковский находятся в читинском СИЗО незаконно
Адвокаты Платона Лебедева настаивают, что он и Михаил Ходорковский находятся в читинском СИЗО незаконно

Адвокаты Платона Лебедева и Михаила Ходорковского намерены привлечь к уголовной ответственности следователей Генпрокуратуры за «неисполнение судебного решения» о переводе их подзащитных в Москву. В настоящее время Лебедев и Ходорковский находятся в читинском СИЗО, куда они были доставлены из мест заключения для проведения следственных действий.


Решение о том, что Платон Лебедев и Михаил Ходорковский должны быть переведены в Москву, неожиданно для их адвокатов 17 апреля этого года принял Басманный суд столицы. Позже его законность подтвердил Московский городской суд. Несмотря на это, судебное решение о переводе Лебедева и Ходорковского в Москву не исполняется, именно за это их адвокаты и намерены привлечь к уголовной ответственности следователей Генпрокуратуры. Следователи подстраховались: сразу после вступления решения в законную силу объявили защитникам, что ознакомление с материалами дела приостанавливается. Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт называет это грубым нарушением закона.


«В статье 208 Уголовно-процессуального кодекса "Приостановление уголовного дела", четко перечислены основания, по которым может быть приостановлено уголовное дело и указано, каким образом это делается - путем вынесения постановления, - говорит г-н Шмидт. - Ни одного из оснований (тяжкая болезнь обвиняемого или ситуация, когда обвиняемый скрылся), которые могли бы легитимировать приостановление дела, нет, и постановления о приостановлении никто не выносил. Поэтому объявить нам сегодня, что мы "просто не знакомились" с материалами дела – это верх цинизма. Вот я не видел постановления о продлении срока содержании под стражей Лебедева (вероятно, это калька с постановления о продлении срока Ходорковскому). Это уникальный документ. Излагается просьба прокурора и содержание ходатайства следователя, но не приводится ни одного аргумента защиты, которая возражала сначала против рассмотрения дела читинским судом, а потом возражала по существу».


Любопытно другое, продолжает адвокат Платона Лебедева. Он напоминает: суд ссылается на нормы УПК, позволяющие продлить срок содержания в СИЗО, но ничего не говорится о том, что предварительное следствие проходит именно в Чите. «Есть постановление, вступившее в законную силу, - говорит Юрий Шмидт. - Предметом рассмотрения суда было не что иное, как именно незаконное проведение следствия в Чите, и эти решения подтверждают, что местом проведения следствия является Москва. Что каждый раз Каримов (Салават Каримов, следователь по особо важным делам Генпрокуратуры. – РС), кстати говоря, когда отвечает на наше ходатайство, тоже подтверждает, потому что выносит все свои постановления по-прежнему в Москве. И, соответственно, имеются действия прокуратуры, которая считает, что местом проведения следствия является Чита».


Адвокат Платона Лебедева Елена Липцер, недавно вернувшаяся из Читы, делится своими впечатлениями от общения с местными следователями: «Юрий Маркович (Шмидт. – РС) говорил, что все было приостановлено на два с лишним месяца, и никаких действий не происходило. Каково же было наше удивление, когда 27 июня мы пришли в следственный изолятор, прилетев перед продлением срока содержания под стражей, увидели улыбающихся следователей Читинской областной прокуратуры, которые входят в группу следователей Генеральной прокуратуры, расследующей это дело, и они нам говорят: "А мы вам тома дела принесли знакомиться". Я говорю: "С какой стати, вы же все приостановили? С какой стати вы можете нас здесь с чем знакомить, если постановление о проведении следствия в Чите признано незаконным, необоснованным". На что они говорят: "А вот теперь мы все возобновляем"».


По словам Елены Липцер, адвокаты заявили ходатайство о том, что ни с чем знакомиться не собираются. «Нам было выдано постановление, из которого следует, что они-то сами ничего не приостанавливали, это мы, адвокаты, не просили нас ни с чем знакомить. Честно говоря, мы просто развели руками, даже слов не было, как на это отреагировать. Потому что наших никого из подзащитных - ни Ходорковского, ни Лебедева - так же с делом не знакомили, хотя они, в общем-то, имеют на это право, и это их право должно соблюдаться. Наглость, с которой [следователь] Каримов [нам] ответил, переходит уже все границы; он нагло врет и понимает, что этому вранью предела нет, и остановить его никто не может».


Как говорит Елена Липцер, «сейчас ситуация достигла своего пика». Если не привлечь общественное внимание к тому, что судебное решение, вступившее в законную силу, не исполняется, то «что будет дальше с нашей судебной системой - вообще непонятно». «Хочется спросить, - продолжает адвокат, - почему Ходорковский и Лебедев сидят под стражей по вступившему в силу приговору суда, когда сторона защиты его тоже обжалует? Почему мы находимся в таких неравных ситуациях: судебные решения, вынесенные не в нашу пользу и вступившие в силу, всегда исполняются, а единственное решение, которое было вынесено в нашу пользу, ими не исполняется, потому что оно ими "обжалуется"».


XS
SM
MD
LG