Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Рыжков – о весенней сессии Государственной думы и перспективах российской оппозиции


Владимир Рыжков, 2004
Владимир Рыжков, 2004

Программу «Итоги недели» ведет Андрей Шарый. Принимают участие обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов и независимый депутат Государственной думы России Владимир Рыжков.

Андрей Шарый: Представляю вам гостя программы «Итоги недели» Радио Свобода: в прямом эфире независимый депутат Государственной думы России Владимир Рыжков. Сейчас коротко о главном политическом событии сегодняшнего дня – конференции оппозиционного движения «Другая Россия». У нас в прямом эфире обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов. Добрый вечер, Михаил. Каковы главные итоги того, что было сегодня на конференции?

Михаил Соколов: Добрый вечер. Сегодня на конференции на первом дне разговор шел в режиме «круглого стола» и обсуждалось программа единого кандидата оппозиционных сил. Это программа - это то, с чем должен согласиться кандидат. То есть ряд пунктов, по которым должен быть найден консенсус. Естественно, количество этих пунктов не очень велико с тем, чтобы как раз увеличить возможности привлечения самых разных политических сил. Я бы отметил из того, что в этой программе есть – это самоограничение кандидатов в президенты. То есть обязательство сформировать правительство парламентского большинства и не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность правительства. Это обязательство этого кандидата восстанавливать демократические свободы, обеспечить свободу выборов, свободу прессы, снять цензуру на телевидении, создать общественное телевидение, которое будет контролировать Союз журналистов.

Андрей Шарый: Михаил, а какие-то имена конкретные назывались в связи с возможным кандидатом на пост президента?

Михаил Соколов: Дело в том, что сегодня персональные вопросы не обсуждались, персональные вопросы перенесены на воскресенье. В воскресенье может появиться Виктор Геращенко, насколько я понимаю, будет выступать Владимир Рыжков, будет выступать Сергей Ковалев, Владимир Буковский пришлет видеообращение, Сергей Гуляев из Санкт-Петербурга. Насколько я понимаю, Геращенко кажется многим из тех, кто остался в «Другой России» после ухода Михаила Касьянова, наиболее предпочтительным кандидатом, который может объединять как левых, так и правых на платформе восстановления демократии и решения назревших социальных проблем, внимание к проблемам бедности, снижения социальной дифференциации и определенного компенсационного налога на несправедливую приватизацию, что позволит, с одной стороны, легитимизировать приватизацию, с другой стороны, получить дополнительные средства на борьбу с бедностью.

Андрей Шарый: Добрый вечер, Владимир. Скажите, пожалуйста, вы действительно собираетесь завтра на конференцию «Другой России»? Если да, то с чем вы будете выступать?

Владимир Рыжков: Нет, Андрей, я не собираюсь завтра на конференцию «Другой России». Соответственно, я не буду выступать завтра на этой конференции. О том, что я не буду принимать участие в этой конференции, я заблаговременно сообщил организаторам. Но, к сожалению, они распространили дезинформацию очень широко о том, что я буду выступать.

Андрей Шарый: А в чем дело, почему вы не согласились принимать участие в конференции?

Владимир Рыжков: Когда за неделю примерно до конференции обсуждался вопрос ее проведения, я выступил за ее отмену или, по крайней мере, перенос на осень. Я считаю, что нельзя было проводить эту конференцию в условиях раскола, глубоких идейных и процедурных разногласий. И вот то, о чем говорил Михаил Соколов, и та программа, которая обсуждалась, с большинством пунктов я лично согласен, она девальвируется, дискредитируется тем, что сама конференция проходит в обстановке раскола, разногласий и публичной полемики между участниками коалиции. То есть само доверие к этой программе и сам авторитет программы, на мой взгляд, девальвируется тем фактом, что конференция происходит в условиях раскола, разногласий и усеченного состава.

Андрей Шарый: У нас уже есть звонки слушателей. Александр из Санкт-Петербурга дозвонился. Добрый вечер, вы в эфире.

Слушатель: Добрый вечер. Я знаю, что Радио Свобода терпит альтернативные мнения. У меня такой вопрос к Рыжкову. Я совершенно не радуюсь победе 2014 года по выбору зимней Олимпиады, сочинской победе. Объясню почему: есть выражение – «оборотная сторона олимпийской медали», которое очень обстоятельно по пунктам доказывает, что спорт в нынешнем состоянии - это всечеловеческая мастурбация. То есть никой пользы кроме бессмысленной траты сил, времени и, понятно, что плебс хочет зрелищ, не существует. Мне интересно мнение Рыжкова: как экономически оправданно, когда куча здоровых мужиков вместо того, чтобы созидать, я очень люблю Россию, хочу, чтобы в ней созидалось, будут тратить на то, что кто-то пробежал быстрее, прыгнул выше и так далее.

Андрей Шарый: Спасибо. Владимир, такой эмоциональный звонок, как вы ответите?

Владимир Рыжков: Сам этот звонок показывает приоритеты для нашей аудитории. Мы начали говорить о «Другой России», а аудиторию интересует Олимпиада. Раз вопрос прозвучал, я отвечу, безусловно. Я положительно отношусь к спорту, потому что спорт – это лучше, чем ширяться шприцами и сосать пиво по подъездам. По Олимпиаде я не разделяю той истории, которая в стране существует, вот эта истерическая радость. Но точно так же я не считаю, что от нее будет какой-то вред. Более того, от нее может быть и польза. И дело не в тех двух неделях, когда мужчины и женщины будут прыгать с трамплинов и бегать по льду с клюшками. Олимпиада - это короткий эпизод, она пройдет и останется в истории. Гораздо важнее то, что район Сочи, а многие в нем были - это район очень проблемный, мягко говоря. Там всего одна дорога, там огромный дефицит энергетики, там чудовищные пробки. Там ужасная ситуация с экологией. Все, кто были в Сочи, знает, что речка Сочи выносит тонны нечистот ежедневно в Черное море. Поэтому если наша страна с толком и с умом распорядится этими деньгами, построит нормальную дорожную сеть, сделает очистные сооружения, очистит реку Сочи, очистит побережье, сделает нормальную инфраструктуру, сделает нормальный современный аэропорт, то слава богу. И более того, если там будут построены современные объекты спортивные, они могут на многие десятилетия закрыть проблему подготовки спортсменов, не только спортсменов, но и любителей, детей наших всего юга России. Поэтому, возьмите – Москва. Олимпиада 80 года позволила Москве построить всю спортивную инфраструктуру основную, которой наши дети и молодежь пользуются до сих пор. Поэтому надо просто меньше истерик как положительных, так и отрицательных, надо подойти к делу прагматично, как подходят умные, разумные, рациональные люди. Выиграли Олимпиаду – отлично. Давайте используем эту возможность, чтобы решить проблемы района Сочи для того, чтобы построить на долгую перспективу современные спортивные объекты и чтобы от этой Олимпиады была польза не только для спортсменов и не столько для спортсменов, а прежде всего для жителей города Сочи и всего юга России.

Андрей Шарый: Вполне с вами согласен. Замечу только, что странно, почему нельзя было от нечистот реку очистить и возвести там разные спортивные сооружения без того, чтобы добиваться права проведения в этом южном городе Олимпиады. Давайте послушаем слушателя. Сергей из Петербурга в эфире. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Я хотел реплику и ваш комментарий, Владимир. Очень удручает: очень многие годы демократические силы никак не могли благодаря «Яблоку» решить многие вопросы. Сейчас опять только что зарождающаяся «Другая Россия» развалилась. Владимир, я как избиратель и как гражданин России вас просто прошу: два миллиона подписей вы легко соберете, выдвиньте самого себя. Я лучше кандидата не вижу.

Андрей Шарый: Спасибо, Сергей. Я немножко поверну вопрос: Владимир, а что вы собираетесь делать сейчас? Поговаривают о том, что вас приглашает «Справедливая Россия в свои ряды». Верно ли это? Как вы видите свое политическое будущее?

Владимир Рыжков: Нет, «Справедливая Россия» меня, по крайней мере, на сегодняшний день не приглашает. Я веду очень серьезные переговоры, и они больше года длятся, с Союзом правых сил о том, чтобы объединиться наши две структуры - Республиканскую партию России, которую хоть власть запретила недавно, но партия существует и люди есть. В том числе в Петербурге довольно много наших сторонников, и у нас хорошая организация в Петербурге. Я считаю, что если мы с Союзом правых сил договоримся, то мы можем серьезно выступить на парламентских выборах. Я вел переговоры и с «Яблоком». Но, к сожалению, сам стиль переговоров и позиция «Яблока» достаточно пренебрежительная к нашей Республиканской партии, пренебрежительная к членам нашей партии. Такая позиция, что: да кто вы такие, да и нет вас, знать вас не хотим. Хотите, поодиночке вступайте. Это, конечно, несерьезная позиция, это не позиция политических партнеров. Вы знаете, браки так не заключаются, когда одно сторона говорит: вы полное ничтожество, я тебя знать не хочу, вообще ты вообще никто. Браки так не заключаются.

Андрей Шарый: Владимир, а вообще как такие переговоры ведутся? Вы с Республиканской партией и ваш коллега Лысенко будете вести переговоры с СПС, вы настаиваете на каких-то местах, в тройке на выборах? Как это делается технологически?

Владимир Рыжков: Я сам лично и республиканцы, мы не сдвинутые на всю голову, мы не шизофреники. Для нас собственное эго не является главным. Хотя кто-то говорит, что это мой недостаток, что я недостаточно его выпячиваю. Мы хотим дело делать. Мы говорим о том, что нужно объединять структуры и в регионах первые и вторые, третьи места должны получать самые авторитетные и уважаемые люди, самые перспективные. Это касается и федеральной тройки. Для нас нет принципиальных условий, мы готовы на любой разумный вариант. Главное для нас – победить на декабрьских выборах. Поэтому, к сожалению, с «Яблоком» действительно диалог ни у кого не получается. Я уж не знаю, то ли мы виноваты, что все пробуют с «Яблоком» договариваться и ни у кого не получается, то ли в «Яблоке» не так устроено. Но действительно объективно «Яблоко» все эти годы содействует расколу демократической оппозиции в нашей стране.

Андрей Шарый: Михаил Борисович в эфире. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Я еще раз хотел бы вернуться к вопросу об Олимпиаде. Полагаю, что МОК принял ошибочное решение и вот почему. Олимпиада – это не только крупный бизнес, это и интернациональный спортивный праздник. И вот мы видим, что Олимпиаду получает страна, где довольно давно и едва ли не каждый день мы слышим об убийствах иностранцев по национальному признаку. Олимпиаду получает регион, который является одним из центров нацизма в России.

Андрей Шарый: Спасибо, Михаил Борисович. Я поверну по-другому вопрос. Владимир, как вы относитесь к опасности ксенофобии в России, в том числе на юге России, в Краснодарском крае? Слушатель прав по сути.

Владимир Рыжков: Он абсолютно прав. Я внимательно слежу за статистикой, практически каждый год число нападений на национальной почве, в том числе со смертельными исходами, удваивается. Михаил Борисович абсолютно прав, что как раз Краснодарский край еще со времен батьки Кондратенко является тяжелым регионом с точки зрения межэтнической напряженности, насилия и нападений на национальной почве. Михаил Борисович, давайте используем Олимпиаду. Если мы хотим, чтобы от нее был прок и пользы было как можно больше, давайте используем подготовку к ней для давления на власти. Например, я когда комментировал выигрыш Сочи, я говорил о том, что у нас абсурдная ситуация. Мы смотрим лубочные ролики про Олимпиаду, где счастливые дети, счастливые иностранцы и такая райская атмосфера, но при этом у нас сегодня почти сталинский режим пребывания иностранцев в нашей стране. У нас любой иностранец, который прибудет сегодня в Сочи больше чем на три дня, должен бежать в милицию, должен бежать в миграционную службу, стоять в очереди, ставить штампик, зарегистрироваться. И не дай бог, он этого не сделает - он будет задержан. Ни в одной современной стране ни европейской, ни азиатской, такого абсурда нет. Поэтому если уж мы хотим на достойном уровне провести Олимпиаду, нужно менять режим пребывания иностранцев радикально в нашей стране, нужно менять миграционное законодательство, нужно менять подход правоохранительных органов к иностранцам. И нужно вести жесточайшую борьбу с неонацистами, скинхедами, со всеми этими «нациками», которые действительно сегодня просто вышли из берегов и творят, что хотят. Совершенно с вами согласен. Но причем здесь Олимпиада? Давайте использовать ее для того, чтобы бороться с этим.

Андрей Шарый: Я заявил как одну из главных тем нашего эфира окончание весенней сессии Государственной думы. Разговор у нас немножко шатается, так всегда бывает в прямом эфире. Но, тем не менее, вопрос я один задам: можно ли какой-то позитивный подход применить? Вы известны как жесткий, последовательный критик принципиальный Государственной думы, вертикали власти. Что-то положительного удалось депутатам и вам сделать за минувшую сессию? Какое-нибудь малое дело, которое пошло на пользу стране?

Владимир Рыжков: Я критик, но я не сумасшедший. Если дума делает что-то хорошее, я сам за это голосую, во-первых, как депутат, а во-вторых, об этом надо говорить. Вы знаете, сейчас специфика нынешнего, как раньше говорили большевики, политического момента заключается в том, что у страны огромное количество денег. И сейчас правительство России и депутаты переживают такую счастливую эпоху, когда мы эти деньги делим. Главным образом дума этой весной занималась дележкой денег. Мы, например, в этом году дали деньги на нанатехнологии – замечательная вещь. Мы, например, дали деньги и создали фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства - 240 миллиардов рублей. Наконец-то мы начнем ремонтировать и делать капитальный ремонт ветхого и аварийного жилья в Питере, в Москве и в других регионах страны. Мы приняли закон об обязательном всеобщем образовании – прекрасное решение. Мы приняли трехлетний бюджет и уже через три года российский бюджет будет равен тремстам миллиардов долларов. Такого огромного и мощного бюджета у нас не было давно. Мы приняли закон о поощрении малого и среднего бизнеса – прекрасно. Мы подняли с первого сентября этого года минимальную зарплату до 2300 рублей. Мы поднимем этой осенью стипендии для студентов вузов с 600 до 900 рублей. Вы знаете, был кризис с лекарствами для льготников, он еще не преодолен, были долги за прошлый год, мы выделили 16 миллиардов рублей на погашение этого долга. Конечно, очень много разумных вещей. Малый бизнес, и портовые зоны, и запрет игорного бизнеса, и нанатехнологии, и общее образование. Когда у страны появляются деньги, конечно, и у правительства, и у парламента появляется возможность решать многие застарелые болезни.

Андрей Шарый: Слушайте, какой впечатляющий список. Давайте послушаем слушателей, они поинтереснее зададут того, что я выдумываю. Александр Васильевич, говорите, пожалуйста.

Слушатель: Здравствуйте. Будьте добры, скажите, пожалуйста, Владимир Александрович, на какой стадии находится разбирательство по запрету Республиканской партии, именно судебное разбирательство? Не разворуют ли 240 миллиардов жилищного фонда на капитальный ремонт?

Андрей Шарый: Давайте еще примем звонок из Челябинска. Юрий, добрый вечер.

Слушатель: Владимир, здравствуйте. Единственный мне симпатичный депутат, который отслужил собственную службу, таких у нас единицы. Такой вопрос: съедает ли породы лабрадор «Педигри» на 20 рублей в день? Пенсионер пайковые такие получают и, наверное, военные тоже.

Андрей Шарый: Я оценил юмор ваш, Юрий. Вопрос о низких пенсиях, так мы сформулируем.

Владимир Рыжков: Давайте начнем с пенсий, потому что это касается десятков миллионов человек. Вчера как раз, когда принимался бюджет в окончательном третьем чтении на три года, это был самый серьезный пункт его критики. Кстати, я голосовал против трехлетнего бюджета по ряду причин, но в том числе и по этой причине. У нас пенсии недопустимо малы и соотношение средней пенсии и средней зарплаты у нас 20-21%. Такого низкого соотношения средней пенсии и средней зарплаты нет ни в одной развитой стране. И к сожалению, тот трехлетний бюджет, который приняла дума, закрепляет это соотношение. Поэтому пенсионеры и дальше будут страдать и дальше будут нищими в нашей стране.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, почему так происходит, почему нельзя сразу сильнее пенсии повысить и старикам помочь?

Владимир Рыжков: Другие приоритеты сегодня. Приоритеты – это ФСБ, это МВД, это армии, это содержание госаппарата, инвестиционные программы. У нас на три эти статьи - содержание чиновников, содержание силовиков и так называемые госинвестиции, куда войдет и Сочи, идет 40% федерального бюджета. Нигде так много, ни одно современное государство не тратит так много на эти три статьи – силовики, госинвестиции и содержание чиновников. Поэтому не хватает денег на пенсионеров. Но я думаю, что если будет давление сильное, в том числе и на выборах предстоящих, то этот бюджет можно чкорректировать в пользу пенсионеров и этого надо добиваться. И коротко по двум другим вопросам. По Республиканской партии: мы сейчас ждем ответа из Страсбургского суда по правам человека, я надеюсь, на той неделе нам дадут приоритет - это будет означать, что уже в ближайшие недели Европейский суд даст запрос российскому правительству, на каком основании ликвидирована республиканская партия России, одна из старейших демократических партий в нашей стране. Так что там у нас есть хорошая перспектива, и я буду информировать об этом. Что касается вопроса, не разворуют ли 240 миллиардов на ЖКХ, то дам вам один совет, всем, кто нас слушает, особенно представителям регионов. Там схема будет такая: эти 240 миллиардов будут поделены между регионами. Следите за вашей региональной прессой, там эти цифры обязательно появятся. После этого под контролем губернаторов и законодательных собраний регионов эти деньги будут направлены на конкретный ремонт. Поэтому здесь нужно максимально задействовать региональную прессу и региональных депутатов и через них осуществлять по возможности контроль за расходованием средств. Мы здесь в федеральном центре, Государственная дума, Счетная палата, конечно, тоже постараемся отследить, чтобы эти деньги действительно дошли до ветхого жилья и действительно были пущены на дело.

Андрей Шарый: Как вы считаете, эффективность работы думы нынешней высокая или нет?

Владимир Рыжков: Это зависит от критериев, что считать под эффективностью. Если считать количество принятых законов – супер - 222 закона за полгода приняты в этом году, такого не было никогда – это мировой рекорд, можно в книгу Гиннеса посылать. Если с точки зрения избирателей, работает она плохо. Потому что очень многие грубые ошибки исполнительной власти Госдума не исправляет, хотя она обязана это делать. Вспомните хотя монетизацию льгот, там были грубейшие ошибки, и депутаты их пропустили. И конечно, коррупция в стране. Если коррупция выросла в стране в семь раз - это означает, что нет парламентского контроля, это означает, что парламент свою контролирующую функцию не выполняет. Поэтому, на мой взгляд, в целом я бы поставил думе двойку. Конечно, легко делить деньги, которые привалили в стране за счет цен на нефть и газ, но гораздо труднее контролировать правительство и исправлять ошибки в законах.

XS
SM
MD
LG