Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Делягин: Причина повышения цены на хлеб - практическое уничтожение сельского хозяйства


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Виктор Нехезин: По мнению известного экономиста Михаила Делягина, значительного скачка цены на хлеб накануне выборов удастся избежать. Однако рост стоимости хлеба повлечет удорожание других продуктов. А идея питерских властей ввести талоны на хлеб для малообеспеченных семей Делягин назвал паникерством. С Михаилом Делягиным беседовала корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Ольга Вахоничева: Почему цены на продукт первой необходимости повышают так часто?



Михаил Делягин: На поверхности - это результат засухи, которая у нас сейчас на юге. Но это только на поверхности. А главная причина - это практическое уничтожение сельского хозяйства, даже его наиболее рентабельной зерновой части. В советские времена РСФСР собирала не менее 100 миллионов тонн зерна, до 120 миллионов тонн. Максимальный уровень 2002 года, урожай, составил 85 миллионов тонн. В этом году будет где-то 75 миллионов тонн зерна. То есть в два раза ниже, чем нужно по нормативам продовольственной безопасности. Это вызвано тем, что государство не выполняет свои обязанности и полностью игнорирует нужды сельского хозяйства, которое оказывается раздавленным монополизмом и производителей горюче-смазочных материалов, и производителей машиностроительной продукции. И раскрытие рынка тоже вредит сельскому хозяйству и тоже вредит внутреннему потреблению. У нас, например, осуществляется экспорт зерна в условия, когда, строго говоря, пора подумывать уже о его импорте. Говорить о том, что хлеб вырастет в полтора раза, я думаю, не стоит, такого роста, я думаю, все-таки удастся избежать, потому что это будет слишком болезненно, и перед выборами этого государство не допустит. Но в целом, когда в 2002 году была создана нормальная система зерновых интервенций, которые позволяют государству сдерживать спекулянтов на зерновом рынке, эта система использовалась таким образом, что, по сути дела, она работала на спекулянтов и против производителей зерна. В результате крестьянам и сельскохозяйственным предприятиям в ряде случаев не выгодно выращивать даже зерно просто потому, что они беззащитны перед стихией рынком. Пока это еще не кризис, но зерновые проблемы - это следствие не засухи, засуха стала всего лишь катализатором, а следствие того, что государство принципиально не хочет исполнять свои неотъемлемые обязанности.



Ольга Вахоничева: А вообще, цены на хлеб могут расти в отрыве от других продуктов? И не повлечет ли повышение цен на хлеб роста цен на другие товары, в том числе и на продукты первой необходимости?



Михаил Делягин: Возрастут цены на те продукты, которые тоже изготовляются из зерна. Ну, в первую очередь вырастет в цене продукция животноводства, то есть мясо, потому что у нас откармливают в основном все-таки кормами на основе зерна, хотя это и достаточно устарелая технология. Вырастут, скажем, мучные изделия, макароны те же самые. Остальное, я думаю, из-за роста цен на зерно не подорожает. Но здесь нужно учесть эффект примера. У нас очень монополизирована торговля, и, если продавцы, скажем, конфет, увидят, что хлеб дорожает, макароны дорожают и мясо дорожает, они тоже будут, вслед за общим уровнем, повышать цены на свои конфеты, не потому, что у них выросли издержки, а просто потому, что растет общий ценовой фон.



Ольга Вахоничева: А как вы прокомментируете намерение питерских властей ввести талоны на хлеб для малообеспеченных семей?



Михаил Делягин: Вообще-то, в стране, в которой 12% населения испытывают нехватку денег на покупку еды, я считаю, что введение системы натурального распределения еды по аналогии талонов, которые действовали, например, в Соединенных Штатах Америки, это вещь разумная. Лучше, конечно, необеспеченным дать деньги, обеспечить им приемлемый уровень жизни. Но это не в силах региональных властей. Но на сегодняшнем этапе, я думаю, что это некоторое паникерство. Это госпожа Матвиенко вспомнила о блокаде. При всех недостатках режима Путина это все-таки несопоставимо с последствиями блокады Ленинграда.


XS
SM
MD
LG