Ссылки для упрощенного доступа

Конфликтуя с Западом, Владимир Путин еще больше укрепляет свои позиции


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Михаил Саленков : Россия приостанавливает участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанных с ним международных договорах. Соответствующий указ подписал в субботу президент России Владимир Путин. В документе подчеркивается, что решение принято "в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими безопасность России". На Западе разочарованы таким решением Москвы. Однако эксперты не предсказывают ухудшение отношений между российскими и европейскими партнерами. Над темой работал мой коллега Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров : Договор об обычных вооруженных силах в Европе был заключен еще до развала Советского Союза. В декабре 1990 года в Париже это соглашение подписали страны организации Варшавского договора и члены блока НАТО. Согласно документу ограничивались пять категорий обычных вооружений - боевые танки, бронемашины, артиллерия калибра 100 миллиметров и выше, боевые самолеты и ударные вертолеты. Для каждой из групп государств, входивших в североатлантический альянс и Варшавский блок, предусматривались коллективные уровни вооружений. Через год после вступления договора в силу Советский Союз развалился, и некоторые пункты документа потеряли смысл. В 1999 году в Стамбуле на саммите ОБСЕ был подписан обновленный вариант соглашения. На его основе планировалось перейти от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и технике для каждой страны участницы. Но ратифицировали новый вариант документа только четыре страны - Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались, настаивая на выводе российских войск и военных баз со своих территорий. Это предполагали так называемые стамбульские договоренности.


14 июля 2007 года президент Владимир Путин подписал указ о том, что Россия приостанавливает действие договора и документов, связанных с ним. О том, когда это решение вступит в силу, рассказал замминистра иностранных дел России Сергей Кисляк.



Сергей Кисляк : В соответствии с условиями договора, наши шаги построены таким образом, что практическое действие моратория вступит в силу через 150 дней после подписания указа президента.



Мумин Шакиров : Запад негативно отреагировал на это решение Москвы. В Польше заговорили о возвращении России к временам "холодной" войны. Из Варшавы Алексей Дзиковицкий.



Алексей Дзиковицкий : По мнению одного из ведущих польских экспертов в области вооружений, бывшего замминистра обороны Польши генерала Станислава Козея, решение России является опасным для Европы и мира, поскольку нарушает существовавшую до сих пор стабильную ситуацию.



Станислав Козей : Путин решил воспользоваться тем, что на мировых рынках дорожает нефть, и соответственно укрепляется позиция России. Чтобы вернуть свою страну в клуб мировых империй, который принимает важнейшие решения, нельзя забывать также о том, что в России приближаются выборы.



Алексей Дзиковицкий : Генерал Козей назвал решение России возвращением к временам "холодной" войны, хотя на данный момент, по его мнению, реальной угрозы Запад от этого вряд ли должен ожидать. "Путин намерен бороться за то, чтобы наравне с США и другими странами решать судьбу будущей системы глобальной обороны".



Мумин Шакиров : Один из прокремлевских политологов, президент Фонда "Политика" Вячеслав Никонов рассчитывает, что Запад сделает правильные выводы из приостановления Россией исполнения договора об обычных вооруженных силах в Европе. Какие претензии Москва предъявляет своим западным партнерам, принимая столь конфронтационное решение? На этот вопрос попытался ответить главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.



Федор Лукьянов : Россия считает, что западные партнеры договор этот не выполняют. То есть, смысл этого договора - это как бы изначально... Есть значительная доля справедливости в заявлениях о том, что этот договор, вообще говоря, продукт абсолютно другой эпохи. Подписанный в 1990 году, еще при наличии НАТО и Варшавского договора, он, конечно, сейчас смотрится чудовищным анахронизмом. Тот факт, что новые образовавшиеся с тех пор страны, такие как страны Балтии, будучи членами НАТО, не входят в этот ДОВСЕ и, тем самым, приграничные территории с Россией как бы выведены из этих ограничений. Тот факт, что Соединенные Штаты перебазируют свои военные объекты в Румынию и Болгарию. И, наконец, система ПРО, которая тоже будет расположена в этой как бы прифронтовой зоне восток-запад, то есть в Восточной Европе, это все в комплексе вызывает такую реакцию. Россия считает, что ее готовностью выполнять соглашения Запад цинично пользуется.


Запад все видит совершенно иначе. Запад считает, что все, что делают Соединенные Штаты, вообще, к ДОВСЕ отношения не имеют, это их политика, поскольку и ПРО, и перемещение баз на Балканы - это американские действия, а не действия НАТО, например. Но, тем не менее, общая атмосфера в Европе, безусловно, такая шаткая и легко может скатиться к конфронтационной. Россия считает, что своими действиями она это предотвратит, хотя, может быть, и наоборот.



Мумин Шакиров : Профессор Высшей школы экономики, в прошлом дипломат, Федор Шелов-Коведяев считает, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе давно утратил свою актуальность, и решение президента Владимира Путина о приостановлении действия этого документа было предсказуемым.



Федор Шелов-Коведяев : Необходимость его соблюдения другими сторонами кроме России постоянно оговаривалось все новыми и новыми условиями - то выводом войск из Грузии, то выводом наших складов и наших миротворцев из Приднестровья, то еще какими-то дополнительными оговорками обставлялось. Поэтому в принципе вполне логичным было заявление Путина несколько месяцев тому назад о том, что Россия рассматривает для себя возможным приостановить свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе.


Как мы помним, тогда это вызвало тоже реакцию достаточно напряженную, как бы все настоятельно советовали Москве этого не делать. Но сейчас тоже реакция, в общем, достаточно предсказуемая. Потому что, конечно, это серьезно меняет обстановку на европейском континенте, потому что просто вслед за этим мы получаем некий вакуум. Все-таки договор был неким фактором, закреплявшим статус-кво.



Мумин Шакиров : Военный обозреватель Александр Гольц убежден, что несмотря на то, что действия Москвы не вызывают восторга у Запада, о серьезной конфронтации между партнерами не может быть и речи.



Александр Гольц : Ирония заключается в том, что, несмотря на то, что адаптированный ДОВСЕ не ратифицирован, все страны НАТО его соблюдают. Никто не превышает своих лимитов. Я не думаю, что за отказом, за приостановкой нашего участия в ДОВСЕ последуют какие-то конкретные меры вроде наращивания нашей вооруженной группировки в Калининградской области, или нарушения фланговых ограничений на юге страны. Скорее всего, все ограничится отказом другим участникам ДОВСЕ инспекцией наших вооруженных сил.



Мумин Шакиров : Российские эксперты едины в одном - конфликтуя с Западом, Владимир Путин еще больше укрепляет свои позиции в глазах рядового гражданина.



XS
SM
MD
LG