Ссылки для упрощенного доступа

Главный редактор интернет-сайта "Агентура.ру" Андрей Солдатов об отказе выдать в Лондон Андрея Лугового


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие главный редактор интернет-сайта «Агентура.ру» Андрей Солдатов.



Андрей Шарый: Власти Великобритании заявили, что высылают четырех дипломатов российского посольства в Лондоне и приостанавливают переговоры с Москвой по целому ряду вопросов в ответ на отказ выдать в Лондон Андрея Лугового. Лондон считает бывшего офицера ФСБ, предпринимателя Лугового виновным в смерти Александра Литвиненко, тоже бывшего сотрудника ФСБ, жившего в Лондоне. Литвиненко скончался в ноябре прошлого года от отравления радиоактивным полонием: в день, когда он был отравлен, Литвиненко встречался с Луговым.


Правовые аспекты ситуации, связанные с уголовным делом по убийству Александра Литвиненко, я обсуждал с главным редактором Интернет-сайта «Агентура.ру», известным московским экспертом по деятельности спецслужб Андреем Солдатовым.



Андрей Солдатов: Боюсь, что он сейчас только фигурант уголовного дела, заведенного по факту его заявления в отношении попыток его завербовать со стороны британской разведки. Официального статуса касательно убийства Литвиненко у него никакого нет.



Андрей Шарый: А по каким причинам?



Андрей Солдатов: Причины двойственны. С одной стороны, если следовать строго российским законам, то, получив от Королевской прокуратуры заявление на выдачу Лугового, российская прокуратура должна была их рассмотреть и предложить в качестве альтернативы, а поскольку выдать российского гражданина за рубеж невозможно, предложить завести уголовное дело здесь и начать его расследовать здесь. Насколько известно, Британия отказалась судить Лугового здесь, поэтому я думаю, что ситуация сейчас повисла.



Андрей Шарый: В свое время ведь возбуждалось уголовное дело по факту убийства Литвиненко, в России.



Андрей Солдатов: Да. Но боюсь, что Луговой в данном случае если проходит, то максимум в качестве свидетеля, по крайней мере, никаких подписок с него, насколько я знаю, не брали.



Андрей Шарый: А известно ли что-то о том, как развивается и развивается ли хотя бы формально дело о расследовании убийства Литвиненко в России?



Андрей Солдатов: Официальных данных нет, поскольку все эти новости были замещены еще две-три недели назад новостями о тех двух шпионских процессах, которые начались сначала после заявления Лугового, сейчас они продолжаются после заявления Жарко.



Андрей Шарый: Как эти дела рассматриваются, и каково дальнейшее их движение, согласно российским законам?



Андрей Солдатов: По российским законам, если гражданин сделал заявление и проводится проверка в следственном управлении ФСБ о том, что в этих заявлениях вообще есть ли какой-то смысл, а тут, если следственное управление находит некий смысл или основания для того, чтобы что-то делать дальше, заводится уголовное дело, так называемое уголовное дело по факту. То есть не против кого-то, не с обвинениями в адрес какого-то лица, что он является преступником, а по факту преступления. В данном случае по факту предполагаемой попытки шпионажа и вербовки российских граждан с целью шпионажа на территории России, насколько я понимаю. Более подробно это знать нельзя, поскольку… чем в принципе и ограничиваются официальные заявления ФСБ. Но они утверждают, что в заявлениях Лугового и Жарко содержится достаточно деталей и достаточно оснований для того, чтобы завести два фактически уголовных дела по факту британского шпионажа в России.



Андрей Шарый: Что говорит вам опыт эксперта в области деятельности российских спецслужб? По сути дела, можно ли сказать, что дело Литвиненко просто не расследуется в России, а по делам Жарко и Лугового идут какие-то инсценированные следственные действия?



Андрей Солдатов: Немножко странно выглядит ситуация, потому что уголовного расследования действительно в отношении смерти Литвиненко практически не проводится, а следственные действия должны, естественно, проводится на той территории, где совершено было преступление. Как мы знаем, была одна командировка сотрудников российской Генеральной прокуратуры в Великобританию, после чего мы ничего не знаем о том, что происходит дальше, следовательно, люди туда не выезжают, следственные действия, если и проводятся, то проводятся в России, никакого отчета об их деятельности нет. Поэтому здесь такое впечатление, что действительно ситуация заморожена. В то же время по странному стечению обстоятельств все люди, которые, скажем так, засветились в деле Литвиненко, они превращаются почему-то в фигурантов, в свидетелей или людей, которые просто стояли рядом, с некими шпионскими историями, которых почему-то оказалось уже несколько. И все они имеют, с одной стороны, вовлеченного Литвиненко, который выглядит в этих шпионских историях как не просто агент британской разведки, но как человек, который был не просто завербован, но и который сам вербовал агентов для шпионажа и подрывной деятельности на территории России.



Андрей Шарый: Вы ждете каких-то правовых действий со стороны прокуратуры российской?



Андрей Солдатов: Вообще ситуация сложилась немножко странная, с точки зрения, скажем так, прецедентов, которые были во времена холодной войны. В принципе, это же не первый, скажем так, шпионский скандал между Россией и Великобританией уже в новые времена. В 90-е годы были высылки дипломатов с той и с другой стороны, в частности в 1996 году после дела Платона Обухова. Но необычность ситуации заключается в том, что здесь немножко она двойственная.


Дело в том, что официально ведь британские и спецслужбы, и правоохранительные органы так и не обвинили российские спецслужбы в том, что они принимали участие или имели какое-то касательство к убийству Литвиненко. Государство обвиняется только в том, что оно, если подходить формально, выполнило требование собственной Конституции, не выдало своего гражданина в другую страну. И поэтому не очень понятно, как дальше действовать, стереотип сломался. Но, видимо, действия будут предприняты со стороны МИДа, российский МИД попытается разыграть из этого всю ту же шпионскую историю, будут выдворены опять четыре дипломата и, видимо, последуют новые фильмы на российском телевидении о шпионаже со стороны британской разведки.


XS
SM
MD
LG