Ссылки для упрощенного доступа

Экологический лагерь под Ангарском не будет свернут


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Арслан Саидов.



Кирилл Кобрин: Расследование очень громкого преступления, совершенного в конце прошлой недели, нападения на экологический лагерь под Ангарском: иркутская милиция арестовала двух из 20 молодых людей, задержанных по подозрению в нападении. По версии правоохранительных органов, нападавшие лишь хотели отомстить находившимся в лагере активистам анархистских группировок, которые якобы накануне избили их товарища. Сразу после происшествия представители милиции утверждали, что нападение на лагерь, в результате которого один человек погиб и восемь тяжело ранены, было обычным хулиганством. Представители движения "Антифа", участвовавшие в экологическом палаточном лагере под Ангарском, покидать его не собираются.



Любовь Чижова: Палаточный лагерь под Ангарском, в котором рано утром в субботу было устроено побоище, организовали международное радикальное экологическое движение "Хранители радуги", либеральные коммунисты из организации "Автономное действие", движение "Антифа" и независимые экологи. Лагерь открылся 15 июля, его участники выступали против создания на базе Ангарского электролизного химического комбината международного ядерного центра по обогащению урана. В результате нападения на лагерь погиб Илья Бородаенко из "Автономного действия". Сейчас его соратники собирают деньги для отправки тела Ильи в родную Находку и говорят, что лагерь сворачивать не собираются.


Местные правоохранительные органы сначала говорили о хулиганских мотивах нападения на лагерь. Позже, допросив задержанных, немного переквалифицировали дело: по их версии, антифашисты пострадали за то, что якобы накануне избили товарища нападавших. Говорит представитель иркутской прокуратуры Александр Воронин.



Александр Воронин: То, что произошло, это, возможно, акция мести за это избиение со стороны некоторых молодежных группировок, которые позиционируют себя как скинхеды. Какие-либо национальные мотивы тут не прослеживаются, какие-то политические мотивы, тоже здесь их не видно.



Любовь Чижова: Сами участники лагеря утверждают, что нападавшие на них молодые люди выкрикивали фашистские лозунги.


Мой коллега Арслан Саидов побеседовал с Игорем Козловым из организации "Автономное действие".



Игорь Козлов: Видел и слышал те лозунги, которые эти нападавшие кричали. Насчет организации сложно сказать. Я думаю, это просто группа неонацистов, которых полно, наверное, в каждом городе, как показывает практика. Они приехали из нескольких городов, нам сказали, что участники нападения были жителями Иркутска, Ангарска и Усолье-Сибирского.



Арслан Саидов: То есть, по вашему мнению, это нападение было организовано заранее и спланировано?



Игорь Козлов: Да, оно было достаточно жестко спланировано. Следователя показывали даже схему нападения на лагерь, в которой было указано, кто какую палатку будет избивать.



Арслан Саидов: Вы какую организацию представляете?



Игорь Козлов: Можно сказать, что я участник «Автономного действия», анархистской организации. Помимо этой организации, в лагере принимали участие представителей экологической организации «Хранители радуги» и просто независимые экологи из других городов, которые как-то разделяли нашу точку зрения. Вот Илья был одним из них.



Арслан Саидов: Это ваша первая акция или не первая? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными нападениями раньше?



Игорь Козлов: Непосредственно я первый раз в экологическом лагере, но у нас были люди, которые принимали участие в 2005 году в Отрадном, в Перми были. Были такие люди, да, опытные, но они приехали из других городов, а мы вынуждены были сами здесь все делать. Мы сначала сотрудничали с «Байкальской волной», в какой-то момент планировали провести один общий лагерь, но потом по некоторым вопросам мы разошлись и решили сделать два отдельных лагеря, посчитали, что от этого дело выиграет. Я не думаю, что это была, что называется, разборка двух молодежных группировок. Потому что нападение, я думаю, состоялось бы в любом случае, и слухи об этом нападении были еще с самого начала, как только подали объявление о лагере. Поэтому, я думаю, просто зависело от количества пострадавших. Мы с ребятами придерживаемся такого мнения. Конечно, у каждого есть своя точка зрения.



Арслан Саидов: Известно, что сегодня вы собираетесь выставить пикет возле администрации города Ангарска. Какова цель этого пикета?



Игорь Козлов: Мы пришли к такому мнению, что просто было бы неуважением к памяти товарища бросить дело, ради которого он приехал, и поэтому мы решили продолжать по мере сил, по мере возможностей, которые нам будут давать, это делать. Потому что сейчас нам будут серьезно препятствовать в этом. И мы решили продолжить информационные пикеты, на которые мы подали заявку. 20-го числа прошел первый пикет, на выходных в связи с печальными обстоятельствами мы были вынуждены отложить пикеты, а сегодня они продолжатся. И сегодня в шесть часов у кинотеатра «Родина» в городе Ангарске состоится акция памяти Ильи.



Любовь Чижова: Представитель Росатома Сергей Новиков выразил соболезнования друзьям и родственникам Ильи Бородаенко и всем пострадавшим, но официально заявил, что экологи беспокоятся зря: Ангарский электролизный химический комбинат на протяжении 50 лет занимается обогащением урана в гражданских целях и перерабатывает только собственное сырье.



Сергей Новиков: Мы не ввозим ядерных отходов из-за рубежа и не собираемся их ввозить не только на Ангарский комбинат, но вообще на какой-либо из четырех комбинатов на территории России. Мы ядерные отходы не импортируем и не перерабатываем, соответственно.



Любовь Чижова: С официальным представителем Росатома не согласен глава Союза за химическую безопасность Лев Федоров.



Лев Федоров: Экологов сотрудники правоохранительных органов уже задерживали, уже предупреждали, уже к ним присматривались, уже запугивали. Так что это событие, просто оно в крайней форме, но это было событие в общем ряду. Нашему атомному и всякому другому начальству очень не хочется, чтобы экологи рассказывали то, что завозить ядерные отходы в нашу страну - это плохо, а Минатом именно этим занимается. Минатом там подрядился завозить в страну уран, обогащать его, обогащенный уран отправлять в Уран и во всякие иные страны, а отходы ядерные оставлять в России. Это экологам не нравится, но, мне кажется, что любой нормальный житель России не будет рад оттого, что наша бюрократия наполняет страну ядерными отходами чужими, хватит своих.



Любовь Чижова: Вскоре под Ангарском будет разбит еще один лагерь, 26 июля его организуют члены местной экологической организации "Байкальская волна". Ее представитель Марина Рихванова говорит, что в связи с субботним побоищем им предстоит всерьез подумать о безопасности.



Марина Рихванова: Мы сейчас анализируем эту ситуацию и считаем, что раз там милиция не справляется, ситуация криминальная, тяжелая, мы решили наш лагерь перенести в другое место. Мы будем проводить лагерь, как бы никто из участников пока не отказывается в нем участвовать.



Любовь Чижова: Каковы ваши претензии к Ангарскому химическому комбинату?



Марина Рихванова: Ангарский комбинат хранитель на своей территории отходы собственного производства, которые называет сырьем, на самом деле мы считаем, что это отходы, потому что они не перерабатываются, а хранятся на территории, еще ввозились из-за рубежа тоже. Я не говорю об объединенном уране, это отход при обогащении урана. По свидетельствам самого Росатома, они как бы не отдают себе отчет в том, какие возможны последствия крупных катастроф на территории этого комбината.



Любовь Чижова: А местные жители как относятся?



Марина Рихванова: Разные местные жители. Есть, которые считают, что это будут для них рабочие места, и поддерживают это. Конечно, есть местные жители, у которых семьи, история их связана была с этим комбинатом, которые как бы знают из своего опыта, что это опасное производство и были там смертельные случаи, отрицательно они к этому относятся. В Ангарске были пикеты, был митинг. В целом у нас в Иркутске, в Ангарске собрано 11,5 тысяч подписей против того, чтобы в Ангарске был международный центр по обогащению урана.


XS
SM
MD
LG