Ссылки для упрощенного доступа

«Заболеет таджик - не имеет права лечиться. Убьют - скинхеды виноваты»


Таджик - не всегда наркокурьер, но Москва не хочет об этом помнить
Таджик - не всегда наркокурьер, но Москва не хочет об этом помнить




По данным министерства труда и социальной защиты населения Таджикистана, ежегодно из республики на заработки в Россию выезжает от 500 до 800 тысяч человек. По неофициальным данным эта цифра превышает миллион. Эксперты считают, что права таджикских граждан в России часто нарушаются. За первый квартал текущего года только в Московской области задержано 48 таджиков – официально за сбыт наркотиков. Однако, по оценкам правозащитников, 90% задержанных обвиняются незаконно.

Третий год 34-летний таксист гражданин Таджикистана Наимджон Якубов дожидается решения суда в следственном изоляторе Подольска. По его словам, три года назад его и еще одного его земляка необоснованно задержали, сфальсифицировав обвинение в незаконном сбыте 10 граммов героина. Два раза Якубова приглашали на судебный процесс, где обвинение потребовало сначала 14 лет, а затем 11 лет лишения свободы. Однако, как рассказал Якубов Радио Свобода, за неимением доказательств приговор так и не был вынесен: «Наши народы здесь в России находятся на рабском положении. Федеральная миграционная служба и законы Российской Федерации вообще не дают возможности людям здесь работать. Здесь давление со стороны правоохранительных органов - на законных основаниях. Почему республика Таджикистан, ее представители не могут хотя бы какую-то ноту протеста, или ходатайство подать, или прошение в Российскую Федерацию, чтобы они привели свои законы в соответствие с цивилизованными, международными нормами? Наш народ здесь живет в подвалах, в нищете. Даже на самых престижных стройках кушает хлеб с чаем».


Волна трудовых мигрантов из Таджикистана хлынула в Россию после распада СССР. Таджики приехали в российские города: торговать на базарах, работать на стройках, водителями такси, подметать городские улицы. Чтобы накормить семью, иногда живут в съемных квартирах десятками. Говорит руководитель московской правозащитной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: « Таджики, которые у нас цветы сажают на улицах Москвы, на самом деле должны были бы вызывать благодарность, потому что москвичи этим трудом заниматься не хотят. На самом деле, нужна соответствующая информация для москвичей - и нужно не настраивать их отрицательным образом, как это делает наше телевидение. Наши граждане, к сожалению, черпают информацию из телевизионных передач, где каждый раз называется национальность преступников».


Права мигрантов в России, по словам экспертов, грубо нарушаются. По данным МВД Таджикистана, с начала этого года в республику из Российской Федерации доставлено 125 цинковых гробов с телами таджиков. 25 из них - убиты. Жизнь таджиков усложняется еще и жестким контролем милиции. Случай Наимджона Якубова с незаконным обвинением в сбыте наркотиков - не первый в практике неправительственной организации «Таджикская диаспора» в Москве, говорит руководитель этой организации Каромат Шарипов: «За первый квартал 2007 года у нас только по Москве и Московской области, по данной статье обвинены 48 граждан Таджикистана возрастом соответственно от 17 до 21 года. По нашему анализу, по нашему внутреннему расследованию, порядка 90% из них никакой причастности к совершению преступления не имеют. Россия устала от такого потока граждан Таджикистана, они хотят напугать таджиков - в том смысле, что, может, этим способом вынудить их покинуть территорию России. На самом деле сегодня и в высших эшелонах власти России, в высшем партийном руководстве речь идет о том, что таджиков слишком много и они остаются здесь. Если китайцы уезжают, то граждане Таджикистана остаются».

Сам Якубов рассказал Радио Свобода, что он неоднократно пытался связаться с таджикским посольством в Москве, направил обращение в Европейский суд по правам человека. Ответов не было. Посольство отреагировало только после вмешательства журналистов. В таджикском посольстве в Москве сообщили, что могут всего лишь помочь написать письма в соответствующие органы и проконсультировать родственников заключенного. Таким вот образом помогли и Якубову, говорит его сестра Саадат: «В посольстве я недавно была и написала письмо на имя посла Таджикистана. Еще письмо написала в Верховный суд Российской Федерации и в прокуратуру Российской Федерации. И вот посольство Таджикистана отправило эти мои письма – но дипломаты говорят, что не могут обещать ничего конкретного».


Ситуация в России с соблюдением прав человека неконтролируема, говорит лидер таджикской диаспоры Шарипов: «Заболеет таджик - не имеет права лечиться. Убьют – это скинхеды. Часто таджиков задерживают милиционеры и, забрав все деньги, освобождают. Пока Таджикистан занимает последнее место по вопросам защиты своих граждан».


По информации ООН, 19 процентов афганских опиатов переправляется через Таджикистан, Туркмению и Узбекистан. Таджикистан, протяженность границы которого с Афганистаном составляет почти полторы тысячи километров, является одним из транзитных пунктов для переправки афганских опиатов в Россию. В 2006 году в республике изъято около 5 тонн наркотиков. Заметная часть смертоносного препарата идет в Россию. Часть наркокурьеров - таджики. Однако сложившийся стереотип «таджик равно наркокурьер» - ошибочен, говорит Светлана Ганнушкина. По ее словам, официальные показатели уровня преступности среди иностранцев в России искажены: «У нас достаточно много обращений по незаконному задержанию граждан, прибывших из стран Центральной Азии - их задерживают именно потому, что они выглядят не так, как стандартно выглядят москвичи. Это действительно бывает очень часто. Но бывает и фабрикация дел по наркотикам. И вообще в России бытует такое мнение, что именно жители Таджикистана занимаются наркобизнесом. И наши экстремистские группы и политики, которые свою предвыборную компанию основывают именно на таких экстремистских лозунгах, очень часто повторяют одни и те же совершенно не соответствующие действительности цифры, утверждая, что 90% наркотрафика происходит по вине граждан Таджикистана. Это связано с желанием понравиться избирателю. А убедиться, что это прямая ложь, несложно. У нас очень приличная статистика на сайте Министерства Внутренних Дел. У нас там все очень четко сказано - какой процент преступлений совершают иностранные граждане. От 1,5 до 3% в разные годы. То, что касается именно наркотиков – тут, может быть, чуть-чуть повыше 3,3%, 3,5%. На граждан Таджикистана приходится одна треть - если сравнивать с другими гражданами стран Центральной Азии, может быть, это действительно немного выше, чем у других - но тем не менее это все колеблется в рамках одного процента».


На 25 июля назначено новое слушание дела Наимджона Якубова. Права заключенного защищают юристы правозащитной организации Комитета «За гражданские права».


XS
SM
MD
LG