Ссылки для упрощенного доступа

Российская полярная экспедиция "Академика Федорова" имеет важное геополитическое значение


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев.



Михаил Саленков: Неисправность электродвигателя гребного винта на теплоходе "Академик Федоров", Который следует к Северному Полюсу в составе российской полярной экспедиции, устранена. Из-за неполадок с двигателем "Академик Федоров" вынужден был лечь в дрейф, команда подала сигнал о помощи. Но, как выяснилось, справиться с неисправностью удалось самостоятельно. Специалисты, находившиеся на борту атомохода "Россия", уже готовы были на вертолетах спасать "Академика Федорова", но их помощь не понадобилась.


О том, что происходит в Баренцевом море, мы надеемся узнать в Мурманске, именно оттуда оба судна ушли в море, у нашего корреспондента Андрея Королева.



Андрей Королев: По данным, полученным в Службе капитана мурманского порта, с поломкой электродвигателя гребного винта экипаж судна справился самостоятельно, до подхода к нему вызванного на помощь атомного ледокола "Россия", обеспечивающего работу экспедиции в Арктике. В настоящее время оба судна движутся к архипелагу Земля Франца Иосифа. Там, согласно плану, они сделают остановку, чтобы провести тренировочные погружения на глубоководных аппаратах "Мир" на глубину полтора километра. Пока, как утверждают синоптики, погода благоприятствует участникам экспедиции.


Теплоход "Академик Федоров" вышел из порта Мурманска во вторник, 24 июля. Флагман российского научного полярного флота и атомный ледокол Мурманского морского пароходства "Россия" доставят в арктические широты международную группу ученых, а также представителей прессы. Целями экспедиции является изучение арктического шельфа и погружения в Северном Ледовитом океане, во время которого планируется заложить в памятную капсулу и установить на дне российский флаг. Погружения будут осуществляться с помощью российских батискафов "Мир-1" и "Мир-2". Первыми на дно океана, глубина которого составляет в точке спуска 4700 метров (а это рекордная глубина для пилотируемых аппаратов) опустится российская группа под руководством известного российского полярника, вице-спикера Госдумы России Артура Чилингарова. В эту же группу входит заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев и доктор технических наук Анатолий Сагалевич. Во время рейса "Академика Федорова" будут продолжены морские исследования, начатые сотрудниками Института Арктики и Антарктики в июне этого года на борту атомного ледокола "Россия". Во время второй части рейса будет организована новая российская дрейфующая станция "Северный Полюс-35", она будет открыта в юбилейный для отечественных полярников год - 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция СП-1. В ходе этого этапа экспедиции также будут проведены многопрофильные исследования климатической системы высокоширотной Арктики, организованы постановки автоматических комплексов и систем на длительный цикл наблюдений в центральной части арктического бассейна.


Как рассказал начальник арктической экспедиции Владимир Соколов, данная экспедиционная программа готовилась около двух лет. Накануне "Академик Федоров" прошел плановый ремонт на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге и готов к работе в исключительно тяжелых условиях высокоширотной Арктики.


Спуски аппаратов "Мир" в районе Северного Полюса планируются на конце июля. Затем в первой декаде августа в районе Земли Франца Иосифа с борта "Академика Федорова" на борт "Мстислава Келдыша" планируется передать "Миры" и произвести частичную ротацию экспедиционного состава. После этого будут продолжены работы по комплексной программе исследований природной среды арктического бассейна и арктических морей Северного Ледовитого океана, расстановка дрейфующих буев. Работы по поиску льдин и организации новой научно-исследовательской дрейфующей станции СП-35 будут проходить в середине сентября этого года. Рейс "Академика Федорова" завершится в Санкт-Петербурге, куда он вернется в начале октября 2007 года.


Основными спонсорами экспедиции выступают депутат Государственной Думы Российской Федерации Владимир Груздев и гражданин Швеции, единственный из иностранцев имеющий звание "Почетный полярник", он также владеет сетью медицинских клиник по всему миру, Федерик Колосов.



Михаил Саленков: Целей у российской полярной экспедиции немало, но одна из главных - это особо подчеркивается - научная битва за шельф, подводный хребет Ломоносова. В случае, если ученые докажут, что этот хребет не что иное, как продолжение Сибирской плиты, то огромная территория - больше миллиона квадратных километров, отойдет России. А сейчас на нее претендуют еще и Дания, и Норвегия и даже частично США. То есть у этой российской полярной экспедиции значение, несомненно, не только географическое или просто научное, а самое что ни на есть геополитическое.


Кроме того, в этом году отмечается 70-летие первой в мире советской дрейфующей станции Отто Шмидта и Ивана Папанина. О новой экспедиции и о первой экспедиции - мои коллеги Кирилл Кобрин и Петр Вайль.



Кирилл Кобрин: Какое место Северный Полюс, полярные исследования занимали в сознании советского человека и в советской культуре официальной?



Петр Вайль: Поскольку Россия мифологически северная страна... Не такая уж она все-таки северная, медведи белые по улицам, как известно, не ходят, но, тем не менее, в глазах Запада это была северная страна, и, скорее, через Запад оно и перешло в сознание русского человека. Хотя именно русские моряки открыли южный континент - Антарктиду. Во время первых лет, первых десятилетий советской власти Северный Полюс играл очень важную роль, потому что это было такое... космоса еще не было, а самые труднопокоримые вещи - это и были льды. В 60-е годы полярных исследователей заменили космонавты, а тогда они были главными героями наряду с летчиками. А когда это смыкалось, как в случае с Челюскиным, с экспедиции Папанина, то уж героизм был вовсю. Даже эмигрантка Цветаева откликнулась стихотворением невероятного энтузиазма о челюскинцах. Так что это было очень важно.


Что происходит сейчас, тоже важно и тоже характерно, и очень примечательно. Что получилось? В России всегда, на всем протяжении ее истории самой главной наукой была география. Не история, а география. Можно смело говорить о том, что именно эти немереные просторы и определяли всю общественно-политическую и бытовую жизнь российского человека. И что получилось в последнее время? Россия политически значительно уменьшилась, потеряв из своих 22 миллионов квадратных километров 5. А теперь появился шанс отчасти эту территорию компенсировать, увеличить ее на 1 миллион 200 тысяч квадратных километров за счет этого самого арктического континентального шельфа, чем и занимаются Чилингаров с товарищами. Какой в этом есть смысл? Может быть, и экономический. Пока мы не знаем.


Вот случай Исландии очень показательный. Исландцы, как известно, живут в основном рыболовством, это главный источник их дохода и процветания. И вот у них есть островок севернее немножко самого острова Исландия, от которого отсчитывается территория. А поскольку исландцы установили рыболовную зону - 200 миль морских и именно из-за этого не вступают в Европейский союз, чтобы их там как-то не потеснили с их рыболовством, то отсчитывают от этого острова. А остров тонет. То есть лет через 30 он уйдет на дно океана, и, таким образом, сократятся территориальные воды Исландии. Понимаете, насколько это важно.


В российском случае пока об экономическом факторе говорить рано. Может быть, там и найдут какие-то залежи нефти, допустим, и научатся оттуда добывать, хотя это трудно себе представить, но то, что это политико-пропагандистская акция, это несомненно. То есть Россия себе возвращает территориальное величие за счет арктических льдов, что довольно забавно, но, тем не менее, это происходит. И то, что это именно политическая пропаганда, подчеркивается тем, что вся экспедиция, вся затея увязывается с 70-летним юбилеем дрейфующей станции "Северный Полюс-1", Папанинской. Это произошло 6 июня 1937 года, так что как раз недавно был отмечен 70-летний юбилей.


А само по себе это научное достижение замечательное, идею использовать дрейфующие льды для научных целей выдвинул еще Фритьоф Нансен. Россия, Советский Союз действительно использовал это очень эффективно. Но вот что касается фигуры Папанина, тут, вообще, стоило бы немножко осадить. Потому что Папанин - давайте не забывать - был матрос крымский, и в страшный крымский террор Бела Куна и Розалии Землячки он был комиссаром. И в 20-м году не кто иной, как сама Землячка назначила его руководителем крымской ЧК. А уж как был залит кровью Крым, это даже по меркам Гражданской войны было рекордно.



Кирилл Кобрин: Есть воспоминания о том, как он жаловался, что его наган разогрелся так от расстрела, что он не мог его брать в руки.



Петр Вайль: Совершенно верно. И до конца Гражданской войны он был председателем Реввоенсовета Черноморского флота. Опять-таки можно себе представить, там образ "руки по локоть в крови" к Папанину неприменим, потому что там с ног до головы это все. И он оставался таким до конца своей жизни. Есть замечательное свидетельство о том, как проходила жизнь на этой самой дрейфующей станции "Северный Полюс-1": Папанин читал политинформации, выводил людей на демонстрации.



Кирилл Кобрин: Мы закончим тем, что два юбилея, на самом деле, в одно и то же время - это не только 70 лет папанинцам, но и 70 лет пика большого террора 1937 года, который как раз отмечается 25 июля.


XS
SM
MD
LG