Ссылки для упрощенного доступа

Переговоры по Косово: Сербия готовит свой ответ


Ирина Лагунина: Международная контактная группа готовит новые переговоры о будущем статусе Косово, которые предусмотрено начать через месяц...


Тем временем парламент Сербии, в ожидании переговоров, принял документ под названием «Резолюция о необходимости справедливого решения вопроса автономного края Косово и Метохия». Один из пунктов этой резолюции обязует правительство и все государственные органы Сербии предпринять энергичные меры в случае, если Косово в одностороннем порядке провозгласит независимость. О реакции на новый документ сербской законодательной власти рассказывает наш корреспондент в Белграде Айя Куге.



Айя Куге: Что Сербия может предпринять и что предпримет в случае, если после нового, очень возможного провала переговоров, Косово в той или иной форме приобретёт независимость? Этот вопрос сейчас в центре общественной дискуссии в стране. Большинство специалистов считают, что новый раунд переговоров является лишь оттягиванием времени и что компромиссного решения между сербами и албанцами достичь невозможно. Они там, в Косово, дескать, не желают жить вместе, и вряд ли существует сила, способная их принудить их к этому. Но Сербия в очередной раз – теперь на уровне парламентского решения - подтвердила, что не допустит, чтобы албанцы в одностороннем порядке провозгласили независимость края, и даже пригрозила, что предпримет меры против всех государств, которые пойдут на признание независимости Косово. Впрочем, в этом вопросе, по крайней мере, в публичных выступлениях, различия в позиции законодательной и исполнительной ветвями власти нет. Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница.



Воислав Коштуница: Все государства, которые хотят иметь нормальные и дружеские отношения с Сербией, должны будут, применительно к нашему государству, уважать Устав ООН и документы Совета безопасности, гарантирующие неизменность международно признанных границ и территориальную целостность Сербии.



Айя Куге: Но ни парламентская резолюция, ни руководство Сербии не дают ответа на волнующий общество вопрос о том, каким будет, как сказано в документе, «энергичный и своевременный ответ государственных органов на угрозу и акт признания в одностороннем порядке независимости Косово». Белградский международный обозреватель Гордана Логар.



Гордана Логар: В резолюции большинство положений недосказаны. Но если к её тексту добавить то, что премьер-министр Воислав Коштуница недавно заявил о возможности новой Косовской битвы, тогда, может быть, не стоит исключать возможность даже того, что Сербия направит в Косово войска!? Но там размещены силы НАТО. А я глубоко сомневаюсь в том, что Сербия ещё раз готова сражаться с НАТО. Это, конечно, самое радикальное толкование резолюции. Есть и другое, чуть менее радикальное, но всё-таки без оружия – разрыв дипломатических отношений с государствами, которые признают независимость Косово. Однако и такой вариант мне кажется совершенно невероятным. Как можно одновременно вести переговоры с Европой о включении Сербии в ЕС и разрывать дипломатические отношения? Ведь мы же понимаем, что некоторые государства-члены Евросоюза, причем важные члены, как Великобритания, а, может быть, и Франция, пойдут на признание независимости Косово. Разве Сербия действительно готова разрывать дипломатические отношения с государствами, от которых зависит её вступление в ЕС? Не верю. Поэтому я уверенна, что резолюция сербского парламента преднамеренно составлена так, чтобы ее можно было истолковать по-разному, чтобы сербские политики могли наполнить ее тем смыслом, который в определённый момент будет отвечать их интересам.



Айя Куге: Президент Сербии Борис Тадич, отвечая на вопрос о том, какие меры будут предприняты против государств, поддерживающих независимость Косово, заявил что, разглашая конкретные меры, страна вела бы проигрышную политику. Депутат парламента от Демократической партии президента Бояна Алексич.



Бояна Алексич: Резолюция не дает прямого ответа на этот вопрос потому, что он бы указывал на то, что мы допускаем саму возможность, что Косово может стать независимым. Основной наш принцип - строго придерживаться международного права и сохранить уверенность, что такого с Косово не может случиться в принципе. Значит, мы вообще не допускаем возможность, что серьёзные государства, серьёзные правительства могут пойти на признание Косово. Но если кто-то не будет придерживаться международного права, мы, конечно, предпримем определённые дипломатические шаги. Дипломатические отношения с государствами, которые бы на это пошли, явно пострадают.



Айя Куге: Согласно последним опросам общественного мнения, две трети граждан Сербии заявляют, что они против сохранения Косово в составе государства с помощью оружия. Любопытно, что за применение военных средств высказались, главным образом, пенсионеры и домохозяйки. Даже сербские ультранационалисты, политики из Радикальной партии в парламенте воздерживаются от призывов идти на войну. Генеральный секретарь сербских радикалов Александр Вучич.



Александр Вучич: В качестве меры предостережения мы ставим в известность всех, что тот, кто отнимает у нас территорию - а это то же самое, как если бы убили нашего ребёнка, - совершит самый враждебный акт против нашей страны. Тогда придется ясно заявить: после подобного решения и шага мы не можем быть лучшими друзьями и кричать «как мы вас любим», мы должны разорвать дипломатические отношения.



Айя Куге: Международные эксперты и политики прогнозируют, что если косовские албанцы, - в случае неуспеха переговоров, - пойдут на одностороннее провозглашение независимости Косова, их самостоятельное от Сербии государство готовы будут признать около шестидесяти стран мира. Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич заявил, что не стоит пока говорить о таких мерах, как разрыв дипломатических отношений.



Вук Еремич: Думаю, что на данный момент разрыв дипломатических отношений не в центре внимания. Сейчас открывается возможность продолжить дипломатический процесс, и поэтому надо сконцентрироваться на самом процессе переговоров и вкладывать в него все силы, чтобы найти решение, приемлемое и для Белграда, и для Приштины. Мы все понимаем, что с помощью этих переговоров надо найти решение, которое обеспечит мир, стабильность и дальнейшую интеграцию Сербии в европейские институты.



Айя Куге: В сербских дипломатических кругах отказываются объяснять, какие санкции могут быть предприняты против государств, поддерживающих независимость Косово. Ну а какие угрозы государствам, которые выберут поддержку косовской независимости, скрыты в резолюции парламента? Говорит специалист по международным отношениям, бывший дипломат Елица Минич.



Елица Минич: Это просто уведомление о том, что будут предприняты ответные меры. Резолюция написана относительно грубым языком, но там нет даже намека о том, что это конкретно означает. Это может быть всё - от нот протеста и обострения отношений до разрыва дипломатических отношений и, возможно, даже определённого конфликта. Спектр толкования оставлен очень широким. Не в интересах Сербии сейчас с кем-либо обострять отношения. Если у Сербии хватит мудрости, то она из всей этой ситуации может извлечь для себя выгоду, которую не добьется всеми попытками задержать Косово в своем составе насильственным путем. Белград должен для себя решить и рассмотреть возможность предоставить Косово полную независимость. Ведь сейчас есть варианты решения и возможность, условно говоря, заключить сделку, на которую Сербия могла бы пойти. Но ее позиция изначально второстепенна, она ни в коем случае здесь не является главным игроком.



Айя Куге: В последнее время заметно ухудшение отношений Сербии с Соединёнными Штатами, поддерживающими независимость Косово, даже в случае одностороннего провозглашения этой независимости со стороны албанцев. В течение последних трёх месяцев сербские политики, премьер-министр Коштуница и его товарищи по партии часто выступают с критикой США, с оскорбительными комментариями в адрес американского посла в Белграде. Некоторые специалисты опасаются, что отношения Белграда и Вашингтона грозят спуститься на уровень девяностых годов, во время режима Слободана Милошевича. Так ли это? Белградский внешнеполитический обозреватель Гордана Логар.



Гордана Логар: Я считаю, что если говорить о премьер-министре Коштунице, его партии и одной части парламента и правительства, то их отношения с США, действительно, ухудшились. Это похолодание видно - они не готовы ни на какое сотрудничество с Америкой, не только по вопросу Косово. С другой стороны, в Сербии всё-таки коалиционное правительство и выработаны определенные рамки сосуществования между Коштуницей и президентом Борисом Тадичем. Поэтому Демократическую партию Тадича и поддерживающую его часть парламента нельзя судить по политике премьера. Не случайно новый, молодой министр иностранных дел Сербии Вук Еремич употребил по отношению к США привычную дипломатическую фразу, которая, впрочем, не всегда только фраза: «Хорошо, мы не согласны по вопросу Косова, но мы будем вести диалог по другим вопросам». Действительно, это возможно, вопреки даже той страшной риторике, с которой ежедневно выступает премьер Коштуница и его ближайшие соратники. Если оставить в стороне вопрос о Косово, разногласия Сербии с Америкой незначительные. Но, как и резолюцию сербского парламента, так и международные отношения Сербии можно толковать по-разному. Эта неясность в позиции - следствие политической нестабильности Сербии, которая отражается и на отношениях с Россией, с ЕС и с Америкой, и даже на вопросе о статусе Косово.



Айя Куге: Будет ли Сербия снова воевать за Косово, разорвёт ли она из-за Косово дипломатические отношения с Западом, найдет ли в себе силы получить для себя выгоду от того, что международное сообщество заставляет ее согласиться на болезненное решение? Как написала на днях газета «Вашингтон пост», международное сообщество вновь пытается найти ответ, который был известен год назад – рано или поздно Косово получит независимость. Так что будет делать Сербия?


XS
SM
MD
LG