Ссылки для упрощенного доступа

В Чехии проходит суд над бывшими должностными лицами коммунистического режима


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александра Вагнер.



Александр Гостев : Правосудие Чешской республики подозревает прокурора Людмилу Брожову-Поледнову в подготовке убийства, совершенного в 1950 году. Она выступила главным обвинителем по так называемому делу Милады Гораковой. Речь идет о показательном публичном процессе над диссидентами тех лет. Четыре его участника были приговорены к наивысшей мере наказания - повешению. Это не первое судебное разбирательство, касающееся бывших должностных лиц чехословацкого коммунистического режима. Предыдущие процессы заканчивались, в основном, амнистией по причине пожилого возраста обвиняемых. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Праге Александра Вагнер.



Александра Вагнер : Нынешний случай - первая попытка осудить прокурора, причем в самом громком судебном деле. В нем главной обвиняемой была Милада Горакова, арестованная в 1949 году. Ее и еще двенадцать человек, которые до этого времени не все были даже знакомы друг с другом, обвинили в шпионаже и подготовке путча с целью свержения режима. Во время рассмотрения дела, суд получил более шести тысяч писем с требованием высшей меры наказания. Такой приговор был вынесен четырем участникам процесса. В защиту главных обвиняемых выступили Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн и Уинстон Черчилль. Тем не менее, глава Коммунистической партии Чехословакии Клемент Готвальд не подписал разрешение подать апелляцию, и приговор привели в исполнение. Чистки, начавшиеся в СССР в 30-х, в Чехословакии начали проводить спустя почти двадцать лет. Продолжает историк Петр Коура:



Петр Коура : В Чехословакии работали консультанты из СССР. Это подтверждают и документы Архива Службы безопасности. Следователей, прокуроров, судей специальным образом обучали, изменили методы расследования. Необходимо было исходить из того, что речь идет о противниках коммунистического режима. Раз так, они уничтожают все их компрометирующие документы. Эта инструкция развязала руки следователям и судьям. Было невозможно оперировать фактами, а также применять классические методы криминалистической науки - проводить домашний обыск, контролировать корреспонденцию.



Александра Вагнер : Обвинительное заключение против Людмилы Брожовой-Поледновой подано в чешскую прокуратуру не впервые. Два года назад найденных доказательств было недостаточно для рассмотрения дела в суде. Провели дополнительное расследование. Эксперты изучали материалы Национального архива, исторической фильмотеки и звуковые документы Чешского Радио. К делу присоединили и полную запись процесса с вердиктом прокурора.



Петр Коура : Обвинение строится на документах, которые обнаружили сотрудники Бюро по расследованию преступлений коммунизма. Чешские историки уже десять лет занимаются их изучением. Это говорит о том, что решиться на такой процесс было непросто. Но нашлось подтверждение, что приговор был известен заранее, что его постановили не судьи, а работники специальной комиссии Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии.



Александра Вагнер : Бюро по расследованию преступлений коммунизма в Чехии учредили при Министерстве внутренних дел одиннадцать лет назад. За это время следователи изучили треть имеющихся архивных материалов. Несмотря на то, что уголовные дела были заведены по факту более чем сотни преступлений, суд рассматривал лишь 32 случая. Большинство дел закрыли из-за недостатка фактического материала или амнистии. Тем не менее, приговор вынесли четырем преступникам. Только один из них действительно отсидел год в тюрьме, и за хорошее поведение его отпустили на свободу раньше срока. Речь идет о Вацлаве Смейкале, который в 1968 году застрелил солдата за то, что тот пытался сбежать через государственную границу Чехословакии в Западную Европу. В большинстве случаев суд рассматривал дела бывших следователей фиктивных процессов, в результате которых с 1948 по 1989 годы репрессировали более двести тысяч человек.


Кроме так называемого дела Милады Гораковой в то время в Чехословакии проходил еще один крупный процесс, в результате которого казнили генерала Гелиодора Пику. Во время Второй мировой войны генерал возглавлял чехословацкую миссию в СССР. Следователя, а впоследствии судью, приговорившего Пику к высшей мере наказания, судили пять лет назад. За преднамеренное убийство он получил семь лет тюремного заключения. В 2002 Апелляционный суд отменил вердикт из-за давности преступления, а также потому, что обвиняемый был не единственным причастным к убийству Пики.



Петр Коура : Например, главный следователь в деле Милады Гораковой - Милан Моучка - получил амнистию в 1960 году. Преследовать его в нынешнее время уже невозможно, так как Чехия стала правопреемником прошлого режима. Чтобы судить этих людей сегодня, современным следователям необходимо доказать, что каратели нарушили действующие до 1989 года законы. По результатам уже состоявшихся в республике процессов, могу сказать, что преступников, в основном, освобождали от тюремного заключения из-за пожилого возраста.



Александра Вагнер : Все судебные вердикты, вынесенные против людей старше 60 лет, согласно чешскому законодательству, должны пройти одобрение президента Чешской Республики. Специальное распоряжение, подписанное в 1993 году, разрешает предоставить амнистию.


Людмиле Брожовой-Поледновой - 86 лет. В интервью, опубликованном в одной из крупнейших чешских газет, бывшая прокурор сказала, что не чувствует себя виновной. И тогда, и сейчас она уверена, что все сделала правильно.



Петр Коура : Речь не идет о том, чтобы отправить в тюрьму 80-летнего старика. Необходимо публично заявить, что он когда-то нарушил закон. И даже если это произошло 50 или 60 лет назад не означает, что человек останется безнаказанным. Точно так же, как судят военных преступников в Германии. Речь идет о моральном возмещении ущерба.



Александра Вагнер : На одном из пражских кладбищ, после реабилитации Милады Гораковой в 1990 году, установили ее символическую могилу. Символическую, потому что тело после убийства так и не нашли. Это место - памятник всем репрессированным за 40 лет существования Чехословацкой социалистической республики.


XS
SM
MD
LG