Ссылки для упрощенного доступа

Празднование Дня Воздушно-Десантных войск в Москве


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.



Андрей Шароградский: Сегодня в России отмечают День Воздушно-Десантных войск. Во многих городах, в том числе и в Москве, за безопасностью следят усиленные наряды милиции, а Красная площадь и Мавзолей закрыты для посещения. Основные мероприятия проходят в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Там побывал наш коллега Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров: Парк культуры и отдыха имени Горького уже с утра был взят под контроль милицией. У главного входа припаркованы машины с ОМОНом и кареты "скорой помощи". Около сотни сотрудников в военной форме внимательно следят за тем, что происходит на территории городского парка и за ее пределами. Основное скопление людей наблюдается у главного входа, где милиция тщательно проверяет сумки и рюкзаки посетителей. Формально запрещено проносить в парк спиртные напитки, но десантники практически открыто переливают крепкий алкоголь в пластиковые бутылки и без проблем проходят через турникеты. Молодые и не очень молодые люди в тельняшках и синих беретах размахивают флагами, поют песни и выкриками встречают друг друга. Многие десантники пришли в городской сад вместе с подругами, детьми и даже с родителями. Среди празднующих есть и ветераны Великой Отечественной войны. На территории парка не работает ни одна точка питания, все бары, рестораны, кафе и пивные закрыты, но это нисколько не смущает посетителей. Десантники небольшими группами разбились на главной аллее, разложили напитки и закуски, кто на траве, а кто и на скамейках и таким образом организовали пиршество. Боевое братство не знает границ, считают Михаил и Игорь, они познакомились сегодня прямо в парке.



- Поздравили друг друга с праздником. Вроде посмотрели друг на друга - возраст один и тот же, и все.



Мумин Шакиров: А сколько вам лет сейчас?



- Мне 43.



Мумин Шакиров: А вам?



- 44.



- Вот у него прошло уже 24 года, как уволился. У меня - 22. Посмотрим, вдруг кто-то подтянется из боевых.



Мумин Шакиров: И вы каждый год сюда приезжаете?



- Нет. В том-то и беда, что нет. Я был в прошлом году. Вот человек...



- Я первый раз.



- Вообще первый раз. Из Чебоксар.



Мумин Шакиров: А где вы служили?



- Я служил в Кировабаде, это еще был Советский Союз.



Мумин Шакиров: А где вы служили?



- Каунас, Литва.



Мумин Шакиров: То есть вы служили вне пределов России?



- Да, так получилось.



Мумин Шакиров: Ну, и как вы себя сегодня чувствуете в роли защитника той страны, которой теперь уже нет?



- Историю не переделаешь, как говорится, как оно есть, так оно и есть.



Мумин Шакиров: Какие у вас сегодня планы?



- Встретить своих, кого-нибудь встретить, хотя бы тех, кого не видели тысячу лет, если вдруг повезет.



Мумин Шакиров: Рядом с Михаилом и Игорем стоит в тельняшке безусый десантник Алексей.



Алексей: 76-я десантно-штурмовая дивизия.



Мумин Шакиров: И каждый год сюда приходите?



Алексей: Первый год приезжаю, пять лет служу уже.



Мумин Шакиров: Ну, а что вы здесь собираетесь делать, кого встретить?



Алексей: С кем служил раньше.



Мумин Шакиров: Они подойдут, да?



Алексей: Конечно.



Мумин Шакиров: Вы сейчас находитесь в отпуске, я так понимаю?



Алексей: Недельку взял отпуск, чтобы приехать, со своими встретиться, с пацанами.



Мумин Шакиров: У знаменитого фонтана в центре парка на удивление спокойно - никто в воду не лезет, хотя здесь же стоят у бортика и выпивают молодые десантники. Один из них, зовут его Игорь, он служил в середине 1990-х в 104-й воздушно-десантной дивизии в Ульяновске, произносит тост и выпивает за здоровье президента России Владимира Путина.



Игорь: Если переживать за нашу Российскую армию, я лично не против того, чтобы Путин сейчас уходил, я очень рад, что не меняется Конституция. То есть если даже поменяют ее, Путин останется еще на срок, я только за, потому что мы при Ельцине потеряли очень много, при Путине мы очень многое поимели, наша держава, во-первых, стала авторитетной, авторитетной во всех вопросах, в международной политике, во внутренней политике Путин очень много, конечно, развил...



Мумин Шакиров: А жизнь простых людей улучшилась?



Игорь: Вы знаете, я скажу так, что она улучшится, то есть мы сейчас страна не производитель, экспортер, то есть это довольно-таки серьезно. Я думаю, дальнейшее будущее наше очень серьезное. В принципе нам переживать не за что.



Мумин Шакиров: То есть в живете надеждами?



Игорь: Нет, не надеждами, я живу реальностью, но реальностью, опирающейся на будущее. Я надеюсь, у нас все будет хорошо.



Мумин Шакиров: Милиция в парке ведет себя очень сдержанно, рядовые сотрудники охотно жмут руки возбужденным десантникам, но при этом осаживают особо шумных и резвых. Главный продюсер программы «Времена» Первого канала Артем Шейнин воевал в Афганистане. Он каждый год приход в парк отмечать свой праздник. По его мнению, заметно изменилось отношение милиции к своим коллегам.



Артем Шейнин: Я уже 20 лет подряд хожу на этот праздник. На мой взгляд, милиция стала вести себя намного более вменяемо, с намного большим уважением. А я утверждаю, что одна из главных причин, наряду с тем, что, конечно, парни буянили, в первые годы, в 1987-1989-м, когда я начал ходить, причина была в том, что милиция с меньшим уважением к этому относилась. В последние годы я вижу, что когда я езжу на праздник, а я езжу на машине, потому что мы выезжаем потом… вот едешь с флагом, даже некоторые постовые ДПС честь отдают. И здесь, в парке, все с большим уважением. Даже на входе, да, не пускают со стеклом и так далее, но в принципе милиция учла, скажем так, свои ошибки и самую главную ошибку, которую они делали все эти годы, когда они не давали купаться в фонтане. И именно поэтому парни хотели купаться в фонтане. Последние несколько лет милиция не обращает на это внимания, и практически, за исключением немногих сильно пьяных, в фонтане никто не купается, это перестало быть интересным.



Мумин Шакиров: Многие среди тех, кто воевали, те, что служили в ВДВ, получили ранения, но их практически в парке не увидишь, инвалидов, людей, которые нуждаются в помощи. Почему это боевое братство не организовало приход в парк культуры на общее мероприятие тех, кто самостоятельно не может передвигаться и ходить?



Артем Шейнин: Трудно вам ответить, почему это не сделало какое-то братство, если говорить о каком-то организованном братстве. Я могу сказать так, что, например, сейчас мы уезжаем из парка, мы поедем на могилу к нашему товарищу, который умер, он уже после армии умер, с которым мы вместе два года отслужили. Я думаю, что очень многие парни, кто собирается в парке, если у них кто-то, кто служил с ними, раненый и не может сам по каким-то причинам приехать, я думаю, что очень многие там, где они собираются, где-то в другом месте, они их там навещают и так далее. Во-первых, вы не правы. Я каждый год хожу, и на 2 августа я немного, но вижу людей на костылях, ну, потому что без руки - это не проблема прийти, а людей на костылях, люди на костылях приходят. Что касается тех, кто совсем не может передвигаться, это моя версия, что ли, к счастью, среди тех, с кем я служил, таких нет, я думаю, что им самим в этот день сюда приходить было бы не очень комфортно, мне кажется, что когда их друзья придут и навестят их, те, кого они знают, им будет намного комфортнее, чем здесь. Здесь в хорошем смысле атмосфера ухарства такого, а вы сами понимаете, что, если человек по каким-то причинам не может двигаться, ему будет здесь просто не очень комфортно. Поэтому, мне кажется, братство не делает этого, может быть, еще и потому, что интуитивно чувствует, что парням от этого может быть не очень весело и приятно.



Мумин Шакиров: Основные гуляния в парке завершатся ближе к вечеру, затем десантники разойдутся: кто по квартирам продолжить трапезу, кто поедет за город на природу, а кто на кладбище помянуть погибших товарищей.


XS
SM
MD
LG