Ссылки для упрощенного доступа

«Легитимизация богословия как научной дисциплины». Авторов антиклерикального письма поддержали правозащитники


Авторы открытого письма обществеников на самом деле имеют в виду конкретного адресата, Путин и православные сироты
Авторы открытого письма обществеников на самом деле имеют в виду конкретного адресата, Путин и православные сироты

Правозащитники и видные общественные деятели поддержали российских академиков, которые опубликовали на днях открытое письма об опасности усиления влияния церкви на государство. «Превращение одной из конфессий в эквивалент государственной идеологии - прямой путь к уничтожению демократии и распаду страны», - говорится в письме правозащитников. Вслед за учеными авторы нового обращения, среди которых правозащитники Сергей Ковалев, Лев Пономарев, глава Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный, писатель Виктор Шендерович, призвали к более взвешенному подходу к преподаванию в учебных заведениях основ религии. Представители церкви, в свою очередь, обвиняют ученых в незнании предмета спора и стремлении вернуть страну в атеистическое прошлое.


География впечатляет: в Хабаровске и на Алтае, в Пскове и Ставрополе, в Москве, Петербурге, Рязани, Новосибирске и еще во многих других местах нашлись люди, которые представляют самые различные общественные объединения и которых возмутила шумиха вокруг недавнего обращения известных ученых из Российской академии наук. «Превращение одной из конфессий в эквивалент государственной идеологии, пусть и в замаскированном виде, - прямой путь к уничтожению демократии и к распаду страны», - читаем мы в заявлении. Эрнст Черный из Общественного комитета защиты ученых (его подпись стоит под текстом одной из первых) полагает, что вопрос действительно стоит предельно остро:


- Дело дошло до абсурда. Требование включить в систему аттестации высших научных кадров (ученых со степенями, кандидатов, докторов наук) еще и богословские дисциплины, по-моему, находится за пределами здравого смысла. Конечно, они не требуют, чтобы собрался президиум Академии наук или общее собрание и сказали, что богословие - это наука. Они говорят: у нас есть доктора наук? Есть. У нас есть профессора? Есть. И у вас есть профессора. А кто ваши степени и звания утверждает? Высшая аттестационная комиссия. Вот пусть там будет еще и отделение, связанное с богословием. Но это и есть на самом деле признание этого раздела человеческой деятельности, которое до сих пор было за пределами светской жизни. Государство у нас отделено от церкви, а церковь от государства. Вы хотите присваивать ученые степени, звания? Ради бога, присваивайте. Нет, говорят, давайте будем делать это также, как [и в научном сообществе]... Э то легитимизация богословия как научной дисциплины.


Академик Юрий Рыжов (он также поставил подпись под заявлением в защиту коллег) разбирает аргументы представителей РПЦ по пунктам:


- Один из наиболее толерантных к ученым и к науке, и действительно глубоко образованных представителей элиты Русской православной церкви недавно сказал, что наука отличается от ненауки тем, что в науке есть методология. Такая методология есть и у теологов, - это расшифровка, толкование, изучение и исследование текстов. А потому, мол, должны присуждаться ученые степени. Но этот вопрос - наука или не наука теология - можно обсуждать в рамках такого виртуального круглого стола ученых и представителей церкви. К сожалению, в сегодняшней России такой круглый стол очень маловероятен.


- Второе, ученая степень. Представители церкви правильно говорят, что на Западе, в частности, в весьма уважаемых университетах, есть кафедры, факультеты теологии, где присуждают степени докторов, профессоров теологии. Отличие от того, что могло бы быть у нас, заключается в том, что присуждает степени у нас государственная организация ВАК, а это государственный штамп на этот диплом. На Западе ответственность за научный уровень несет сам университет. А когда государство ставит свою печать, это значит, что оно уже оказывается не абсолютно независимым экспертом по этим вопросам. Вот это опасно, и в этом отличие.


Заявление в поддержку академиков по сути является открытым письмом. Но его авторы не скрывают, что их послание имеет особого адресата – Владимира Путина. «Мы же понимаем, что это тесно связанная компания, президент открыто со свечкой [стоит в храме] и так далее... Где, в каком светском государстве глав а государства так открыто демонстрируют свое пристрастие к одной из конфессий?» - задается риторическим вопросом Эрнст Черный.


XS
SM
MD
LG