Ссылки для упрощенного доступа

Руководители "Газпрома" надеются, что Белоруссия будет своевременно погашать свои обязательства перед Россией


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Мумин Шакиров и Игорь Карней.



Андрей Шароградский: Белорусская компания "Белтрансгаз" полностью рассчиталась с российским "Газпромом" за поставки газа в первом полугодии. Минск оплатил долг в размере 456 миллионов долларов США. Руководители "Газпрома" надеются, что и в дальнейшем Белоруссия будет своевременно погашать свои обязательства перед Россией. Эксперты предрекают сложные финансовые взаимоотношения между Минском и Москвой. По их мнению, на фоне "газового" конфликта о подписании Союзного договора в ближайшие годы не может быть и речи.



Мумин Шакиров: Белорусский президент из-за угрозы "Газпрома" вдвое сократить поставки газа Минску дал команду погасить долги за первое полугодие российскому монополисту. Таким образом, конфликт формально разрешен, и проработанный "Газпромом" сценарий отключения Белоруссии от газа пока не понадобился. Надолго ли? Рассказывает наш коллега из Минска Игорь Карней.



Игорь Карней: Накануне первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко отчитался перед журналистами о том, что страна выплатила долг раньше определенного "Газпромом" срока. "Далее мы выходим на 100-процентную оплату газа. Нам это будет сложно, но честь, достоинство и репутация нашей страны должны быть выше всего", - подчеркнул зампредседателя правительства. Впрочем, аналитики дружно говорят, что о "чести и достоинстве" белорусское руководство вспоминает лишь в случаях, когда оказывается в буквальном смысле "припёртым к стенке".


Уже 23 августа наступает срок платежа за газ, потребленный Белоруссией в июле. Это, по оценкам специалистов, еще около 150 миллионов долларов. И если для оплаты нынешней задолженности Александр Лукашенко приказал правительству использовать резерв, который затем планируется пополнить "венесуэльскими кредитами", то откуда взять немалые средства на новые платежи? Политолог Валерий Карбалевич считает, что белорусские власти и в данном случае могут вспомнить о спасительных "чести и достоинстве" .



Валерий Карбалевич: Второй момент - чисто экономический. Дело в том, что эти " честь и достоинство " имеют конкретное экономическое измерение. И оно называется в экономике " кредитный рейтинг " . Сегодня Белоруссия активно ищет внешнее заимствование. И репутация страны, которая не от дает долг, может иметь отрицательные последствия. Поэтому белорусская сторона теперь и не стала доводить ситуацию до кризиса и " тянуть резину " с оплатой денег.



Игорь Карней: Заместитель руководителя белорусского правительства Владимир Семашко, говоря о том, как им образом страна намерена платить за газ во втором полугодии, отметил: прорабатываются различные варианты определения источников оплаты - как с привлечением внешних ресурсов , так и без них.



Мумин Шакиров: Как реагируют в России и Белоруссии простые обыватели на газовый конфликт между двумя странами, отражается ли он на россиянах, которые в массе своей с симпатией относятся к Белоруссии и к белорусскому руководству? На эти вопросы Игорь Карней попросил ответить эксперта и политолога Валентина Мацкевича, который к тому же много лет проработал в Министерстве энергетики Белоруссии.



Валентин Мацкевич: Безусловно, когда слушаешь российские передачи и белорусские, честно говоря, как бы это не воспринималось отрицательно, я радуюсь всему этому процессу. Я радуюсь, что простые белорусские граждане повышают свое национальное самосознание. Это как раз является большей гарантией того, что мы лучше можем сохранить свою независимость и отстаивать ее. Поэтому с политической точки зрения это имеет очень положительный эффект. И Лукашенко в этом отношении также работает в положительном для Белоруссии направлении. Путем отрицания, но происходит процесс образования народа.


Что касается россиян, то, может быть, и они кое-что поймут из этого конфликта. Возможно, сейчас им Лукашенко и симпатичен, но они наконец-то поймут, что белорусы - это абсолютная противоположность по характеру, по большинству других качеств русскому человеку. Это совершенно другой народ. Если до них это дойдет через все эти кризисы, это будет проявлением положительных моментов этого конфликта. Пусть вот таким каверзным способом.



Игорь Карней: На фоне всех этих энергетических конфликтов каким вы видите будущее так называемого Союзного государства?



Валентин Мацкевич: Несколько лет назад уже говорили о том, что Союзный договор в связи с такой позицией каждой из сторон, такими взаимоотношениями лежит практически мертвый. Я не считаю, что ситуация каким-то образом изменилась. Я думаю, что она изменилась только в том смысле, что уже никто окончательно не понимает, что делать дальше. Единственное, что я не знаю тех требований, которые формулируются в период обсуждения выхода из кризиса, платежей за газ во время посещений Москвы нашими чиновниками. Но думаю, что одним из вопросов там это обсуждаться может. Так как кризис создан Россией (поскольку "Газпром" можно считать проводником позиций правительства и президента России), то, я так понимаю, речь идет о российском ультиматуме и последующей реанимации договора. О том, чтобы эти документы были возвращены на стол и рассматривались. Это вызывает у меня очень сильную обеспокоенность. Не думаю, что каким-то образом эта цель может быть достигнута. Несмотря на всю тяжесть и сложность положения, не смотря на ту яму, в которой мы оказались. В яме мы благодаря именно политике прежней России, которая поддерживала Лукашенко во всех его диктаторских начинаниях. Это Россия создала, мы считаем, Лукашенко. Это Россия поддержала его, и этой поддержкой он полностью воспользовался, даже более чем на сто процентов.



Мумин Шакиров: Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов также не строит иллюзий по поводу дальнейших взаимоотношений между Москвой и Минском. У каждой стороны есть рычаги воздействия друг на друга, и конфликтов не избежать.



Федор Лукьянов: Сейчас у Минска не очень много возможностей оспаривать оплату и вопрос цен. Договор был подписан белорусской стороной в конце прошлого года, и его приходится выполнять. В дальнейшем, я думаю, Александр Лукашенко, конечно, будет задерживать платежи, во-первых, по экономическим соображениям, а во-вторых, наверное, каждый этот кризис он будет использовать для определенной пропагандистской кампании внутри страны, для того чтобы указать, кто является причиной ухудшения жизненного уровня белорусов, например. Скажем, на днях белорусское государственное телевидение очень удачно использовало тот факт, что Россия простила 11 миллиардов долга Афганистану, продемонстрировав, какой контраст: вот Афганистану прощают, а с братского народа последнее дерут. И конечно, это новая основа что ли для режима Лукашенко, поскольку из ситуации братства с Россией все, что мог, он выжал за предшествующие 10 лет.


В то же самое время я думаю, что Лукашенко, конечно, будет изыскивать возможности как-то компенсировать вот эти потери, какие-то манипуляции с транзитом - вполне возможно, что это будет производиться. Транзитом как энергоносителей, так и просто сухопутные перевозки, поскольку через Белоруссию идет очень значительная часть грузов в Европу. И кроме того, естественно было бы поднять вопрос о совместной военной инфраструктуре в Белоруссии, в зоне ПВО, поскольку сейчас Россия этим пользуется бесплатно. Ну, и если уж мы переходим к отношениям меркантильным, то тогда все должны за все платить.



Мумин Шакиров: По мнению Федора Лукьянова, о перспективах создания Союзного государства Белоруссии и России на фоне газового конфликта не может быть и речи. Формула - геополитическая лояльность Белоруссии в обмен на экономические преференции со стороны России - приказала долго жить.


XS
SM
MD
LG