Ссылки для упрощенного доступа

Политический кризис в Польше


Программу ведет Андрей Шароградский. Принима ю т участие корреспондент ы Радио Свобода Алексей Дзиковицкий и Александр Гостев .



Андрей Шароградский : Президент Польши Лех Качинский, возглавляющий правящую партию «Право и справедливость», и лидер основной оппозиционной польской партии «Гражданская платформа» Дональд Туск заявили, что в октябре этого года Польшу неизбежно ждут новые парламентские выборы из-за зашедшего в тупик политического кризиса. Передает корреспондент Р адио Свобода в Варшаве Алексей Дзик о вицкий.



Алексей Дзиковицкий : Два года назад партия «Право и справедливость» выиграла парламентские выборы. Однако ее победа не была настолько значительной, чтобы иметь в парламенте большинство и соответственно создать собственное правительство. Договориться со второй по величине парламентской силой - либеральной «Гражданской платформой» - не получилось. После трудных переговоров с другими партиями, вошедшими в сейм, «Право и справедливость» подписала коалиционное соглашение с популистской партией «Самооборона» и консерваторами из "Лиги польских семей", отдав их лидерам посты вице-премьеров и несколько кресел в кабинете министров. Уже тогда, многие сторонники «Права и справедливости» не могли простить партии этой коалиции, подчеркивая, что, например, лидер "Самообороны" Анджей Леппер, это человек, которого несколько раз судили за клевету и оскорбления других политиков. Поэтому совместное правление с такими людьми не может закончиться хорошо.


Так и получилось. За полтора года из-за разногласий между правящими партиями коалиция несколько раз оказывалась на грани распада, что, в конце концов, и случилось, когда премьер Ярослав Качинский отправил в отставку Анджея Леппера, заявив, что он подозревается в коррупции. «Право и справедливость» потеряла большинство в парламенте.


В такой ситуации лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск призвал президента прервать отпуск и поддержать идею досрочных выборов. После встречи Леха Качинского и Дональда Туска, министр канцелярии польского президента Михал Каминьский заявил:



Миха Каминьский : И господин президент и лидер «Гражданской платформы» согласились, что в создавшейся политической ситуации досрочные выборы нынешней осенью неизбежны.



Алексей Дзиковицкий : Конкретная дата выборов пока не известна - ее установит парламент, который соберется на заседание в конце августа. Дональд Туск заявил в свою очередь, что уверен в том, что выборы состоятся в октябре нынешнего года, и это, по его словам, наиболее реальное и наиболее оптимальное время.


По данным опросов общественного мнения, выборы выиграет «Гражданская платформа» - за либералов готов проголосовать каждый третий поляк. Правящая нынче «Право и справедливость» может рассчитывать на поддержку около 25 процентов избирателей. Если такая раскладка сил сохраниться до выборов, то «Гражданская платформа» также не будет иметь большинства в парламенте и будет вынуждена искать коалициантов. Скорее всего, это будет избирательный блок Левых и демократов, в который входят Демократическая партия и поскоммунисты, которые могут рассчитывать примерно на 15 процентов голосов.



Андрей Шароградский : Итак, что представляют собой основные польские политические партии на сегодня: правящая - "Право и справедливость", оппозиционная - "Гражданская платформа", а также "Самооборона", "Лига польских семей"? На каких избирателей ориентируются эти партии? Об этом мой коллега Александр Гостев беседует с журналистом Радио Свобода, историком, специалистом по странам Центральной и Восточной Европы Ярославом Шимовым.



Ярослав Шимов : Правящая партия "Право и справедливость" братьев Качинских - это партия социально-консервативная. Они пришли к власти под лозунгом так называемой четвертой республики, то есть смены фактически политического режима и борьбы с коррупцией, которая пышно цвела при предыдущем социал-демократическом правительстве. Их программа довольно эклектична. Там представлены элементы традиционного для Польши достаточно воспаленного национализма. С другой стороны, они формально не отрицают, естественно, необходимости европейской интеграции. В экономической политике у них сильны элементы все-таки протекционизма.


Что касается главной оппозиционной партии "Гражданская платформа", то это партия либеральная, проевропейская. Опирается она, в первую очередь, на людей более успешных, может быть, более зажиточных и более образованных. Можно еще отметить такой момент, важный для Польши, - это региональное разделение. Очень грубо говоря, на восток и запад, северо-восточные и юго-восточные районы страны более бедные. Там как раз братья Качинские и на президентских, и на парламентских выборах набрали набольшее количество голосов, в то время, как западная часть и крупные городе, вроде Варшавы и Кракова, как раз склонялись на сторону "Гражданской платформы" и ее лидера Дональда Туска.


Что касается других партий. Это социал-демократы, которые потерпели сокрушительное поражение на прошлых выборах. Сейчас у них молодой лидер Войцех Оленичак. Это очень молодой и амбициозный человек, который их несколько удерживает наплаву. И по опросам они, конечно, могут набрать от 12 до 15 процентов голосов, и стать достаточно привлекательным объектом в качестве младшего партнера для будущей коалиции.


Что касается "Лиги польских семей", это член нынешней правящей коалиции, младший партнер, это очень радикальная, консервативная партия. Ее возглавляет Роман Гертых, вице-премьер нынешнего правительства. Она опирается на радикально католические круги, на людей, которые привержены такому традиционному национал-консерватизму, и очень религиозно настроена.



Александр Гостев : Последние месяцы и годы в Польше один за другим происходили разнообразные кризисы. Не связаны ли они, в том числе, с личностями лидеров партий и объединений? Не только в Варшаве, но и во всем мире заговорили о "яркости" нынешних польских политиков. Как на вершину смогло вообще подняться именно такое политическое поколение?



Ярослав Шимов : Многое связано в польской политике с субъективным личностным фактором. О братьях Качинских было известно по их предыдущей политической карьера. Это люди достаточно конфликтные. И вот эта конфликтная среда, которую они во многом создали, она, естественно, отразилась в целом и на польском политическом ландшафте. Возможно, беда современной Польши в том, что нет на политической сцене такой фигуры несколько примиряющей и объединяющей, которой в определенной степени был предыдущий президент Александр Квасьневский. Он умел лавировать, он был достаточно дипломатичным политиком. Поэтому его кандидатура потом рассматривалась даже в качестве возможного кандидата на пост Генсека ООН.



Александр Гостев : Что считают польские эксперты - есть ли интересные варианты будущих коалиций между теми политическими партиями и объединениями, которые вы упомянули, поскольку однозначно победить вряд ли кому-то удастся?



Ярослав Шимов : Если опять "Гражданская платформа" не допустит каких-то ошибок в ходе предвыборной кампании, или не произойдет каких-то экстремальных событий, то вырисовывается возможная коалиция между "Гражданской платформой", если она сумеет опередить "Право и справедливость", и социал-демократами. В таком случае, Польша будет переживать какое-то время то, что переживала Франция в 80-е и 90-е годы, когда президент страны принадлежит к одному политическому лагерю, а правительство, опирающееся на парламентское большинство, - к другому. Это довольно интересная комбинация, поскольку она, с одной стороны, заставляет политиков искать компромиссы, но, с другой стороны, она коварна тем, что возможно противостояние, естественно, между разными ветвями власти. Поэтому как бы не закончились выборы, опять же повторяю, судя по опросам, партии Качинских будет довольно сложно победить, а после того, что произошло (раскола нынешней коалиции) ей будет сложно искать и будущих коалиционных партнеров. Польшу ждет интересная, но, по-прежнему, неспокойная политическая эпоха.




XS
SM
MD
LG