Ссылки для упрощенного доступа

Собчак – это Кай Юлий Цезарь, а Путин – это Октавиан Август, наследник Цезаря


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие петербургский историк и политолог Валерий Островский.


Андрей Шарый : Сегодня в Петербурге прошли мероприятия памяти первого мэра города Анатолия Собчака. В то время, когда Анатолий Собчак возглавлял власть в Петербурге, в политику пришел нынешний президент России Владимир Путин, после формального увольнения из ФСБ, занявший пост одного из заместителей председателя городского правительства. Собчака и Путина связывали довольно близкие отношения. На похоронах Анатолия Собчака уже президент страны Владимир Путин назвал бывшего петербургского мэра своим политическим учителем и образцом политика-демократа. Так ли это на самом деле? На эту тему я беседую с петербургским историком и политологом Валерием Островским.



Валерий Островский : Изменились времена, изменилась эпоха. Давайте вспомним, что Собчак был мэром Санкт-Петербурга в ту пору, когда средний доход в городе не превышал 25 долларов, средняя заработная плата. Сегодня эта средняя заработная плата перевалила за 500 долларов. У Собчака не было никаких нефтяных доходов. Сегодня в стране, да и в Петербурге, ощущается явный переизбыток нефтяных денег.


Если же проводить исторические аналогии, то я бы сказал так. Собчак – это своего рода Кай Юлий Цезарь, а Путин – это своего рода Октавиан Август, наследник Цезаря, но установивший иную систему правления уже не столько республиканскую, сколько близкую принципату такому.


Главные, на мой взгляд, принципиальные, хотя и очень противоречивые основы, заложенные Собчаком в городе, в той Конституции, в написании которой он принимал участие, а, следовательно, и в стране - это частная собственность, пусть она и ограничена, это свобода рыночных отношений, пусть и ограничена. Но это уже не ликвидируемо ни при каких обстоятельствах. И в этом смысле Путин тоже наследник Собчака. Мы обращаем внимание на Собчака, прежде всего, как на демократа и защитники свободы слова, в то время как Собчак в большей степени был человеком, делавшим в своей деятельности упор на развитие частной собственности.



Андрей Шарый : В том, что касается роли гражданского общества в развитие страны, демократических институтов. В конце 80-х годов депутат Верховного Совета Советского Союза Анатолий Собчак, в общем, выделялся на общем демократическом фоне как защитник концепции прав человека и гражданского общества. С этой частью наследия как обстоит дело, на ваш взгляд?



Валерий Островский : Здесь обстоит дело не очень хорошо. Здесь не вина, а беда самого российского общества, потому что все последние опросы и в стране, и в городе показывают, что не более 5 процентов населения, в отличие от конца 80-х – начала 90-х годов, когда эти вопросы стояли очень остро, ставят вопросы защиты гражданских прав, свободы слова, свободы собраний, свободы демонстраций и так далее на первый план. В то время как большинство считает главным – защиту социально-экономических прав. Здесь государство берет на себя, или объявляет, во всяком случае, что оно берет на себя такие функции. Так что, вот этот откат это, безусловно, отражение состояния современного российского общества.



Андрей Шарый : В сегодняшних телевизионных репортажах, посвященных 70-летию со дня рождения Анатолия Собчака, проводится такая параллель – Путин – Собчак – Петр Великий. Фоновая такая параллель, когда на фоне памятника, на фоне портрета Петра Собчак вручил Путину отчасти вот это наследие, связанное с величием России. Он вручал, на самом деле, как вы считаете?



Валерий Островский : Может быть, это было не явно в те годы, не замечалось. Собчак был из тех людей, о которых Александр Герцен, о себе он говорил, так: «В груди каждого русского бьется два сердца – Россия и Европа». Собчак был, безусловно, из этих людей с двумя сердцами. Путин, зная Европу, тем не менее, человек с одним российским сердцем.



Андрей Шарый : Смерть Собчака сопровождают до сих пор какие-то невнятные слухи, также как и последний период его жизни, когда он был гоним отчасти, когда уже покинул пост главы Санкт-Петербурга. Почему такие слухи возникают вокруг этого, как вы считаете?



Валерий Островский : Собчак вообще был яркой фигурой. А вокруг ярких фигур всегда слухи. Что касается его отлета на частном самолете в Финляндию, сегодня, в общем, известно, что этот отлет, по сути дела, спасение Собчака организовал именно Путин. Наверное, кто-то может восхищаться Путиным, кто-то не любить его, но это был акт человеческого мужества и человеческой благодарности.


Что касается смерти. Смерть его последовала, я бы сказал, в разгар подготовки к избирательной предыдущей кампании. Безусловно, Собчак баллотировался бы. Я думаю, что у него были большие шансы или по списку, или в округе каким-то образом пройти. Тогда, очевидно, просто противники запускали слухи об этой смерти в сауне и так далее, и так далее. Я не верю в это. Он не был таким человеком. Да, я думаю, и большинство людей уже просто забыло про эти слухи. И сегодня, скажем, в Петербурге по всем опросам отношение к Собчаку, я бы сказал, выровнялось. Оно перестало быть восторженным, но и резко снизились настроения неприятия, которые тоже, безусловно, были. Так что, история, в конце концов, все ставит на свои места.



Андрей Шарый : Если я попрошу вас одним словом ответить на вопрос о том, можно ли Путина считать политическим наследником Собчака, как вы ответите?



Валерий Островский : Своеобразным.



Андрей Шарый : Спасибо.


XS
SM
MD
LG