Ссылки для упрощенного доступа

Кто повинен в пожарах на Канарских островах. Расследование продолжается


Ирина Лагунина: В Испании каждое лето бушуют лесные пожары. Они возникают в основном в результате умышленных поджогов. Страна лишается последних лесов то из-за желания пожарных подзаработать на тушении огня, то из-за некоего мстительного жителя глубинки, желающего навредить соседям, то из-за необдуманного решения врачей – отпустить из психиатрической больницы очередного пиромана. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Летом пожары в Испании приобретают гигантские масштабы из-за сухой, жаркой и ветряной погоды. Так, в прошлом году выгорела треть лесов северо-западной провинции Галисия, которая считалась «легкими» страны. Теперь сгорели уникальные пальмовые рощи и сосновые леса Канарского архипелага.


На острове Гран-Канарья уже арестован поджигатель. Местному лесничему захотелось «разобраться» со своим начальством, которое вознамерилось его уволить по окончании контракта осенью этого года. Лесничий арестован. Гражданские гвардейцы, испанские жандармы, ищут его сообщников. Говорит Мигель Мартинес, начальник отделения Гражданской гвардии на острове:



Мигель Мартинес: Продолжаются допросы и обыски. Досмотрен автомобиль поджигателя и его дом. В ближайшее время будут произведен арест, по крайней мере, одного из его сообщников.



Виктор Черецкий: Второй большой пожар - на острове Тенерифе тоже был спровоцирован: на месте преступления найдено сохранившееся устройство для поджога. Подозрения пали на некий семейный клан, враждующий с соседями из-за старого спора об использовании сельскохозяйственных угодий. Полиция идет по следу поджигателей. Министр охраны окружающей среды Испании Кристина Нарбона призывает местных жителей сотрудничать с властями для выявления злоумышленников:



Кристина Нарбона: Нам почти известно, кто устроил пожар на острове: я призываю людей сообщить дополнительные сведения о поджигателях.



Виктор Черецкий: Начальник испанской полиции и жандармерии Жоан Мескида считает помощь населения первостепенным делом для поисков пироманов:



Жоан Мескида: Нетрудно представить, что вещественных доказательств преступления после пожара практически не остается. Поэтому в расследовании причин возгорания особое значение приобретает помощь населения. За помощь по выявлению поджигателей полагается материальное вознаграждение.



Виктор Черецкий: То, что в Испании зачастую поджигают леса сами пожарные – не шутка. Дело в том, что специальные команды для тушения лесных пожаров формируются здесь только на летний «пожароопасный» сезон, как правило, из местных безработных. Зарплата – небольшая. Но денежное вознаграждение резко увеличивается в зависимости от часов, отработанных на тушении огня. Так что «материальная заинтересованность» в пожарах очевидна. Выгоду преследуют и те, кто, поджигая леса, надеется в дальнейшем получить участки под строительство. Правда, испанские власти не так давно покончили с этой порочной практикой, запретив любое строительство на пожарищах в течение ближайших 30 лет.


Между тем, правительство одобрило на экстренном заседании пакет мер по оказанию помощи пострадавшим жителям Канарского архипелага.


Министр внутренних дел Испании Альфредо Перес Рубалькаба:



А.Перес Рубалькаба: Прямые субсидии будут выданы частным лицам и муниципалитетам: для ремонта муниципальных зданий и жилого фонда, для оплаты временного проживания. Населению будут предоставлены налоговые льготы и льготы по выплате взносов в систему социального страхования.



Виктор Черецкий: Тем не менее, по словам министра, выдача помощи и компенсаций займет время – несколько месяцев. Пока погорельцам раздали по три тысячи евро: чтобы они могли снять квартиру и приобрести вещи первой необходимости. Правительство обещало, что выделит из бюджета столько денег, сколько понадобиться – ограничений не будет. Ну а местным властям, в первую очередь, предстоит подсчитать убытки.



А.Перес Рубалькаба: Мы планируем решить все проблемы и выплатить компенсации в ближайшие три месяца. У муниципальных властей сейчас много работы – им надо составить опись всех убытков, которые понесла как муниципальная собственность, так и частные лица, и предоставить правительству соответствующие прошения на их возмещение.



Виктор Черецкий: По словам министра внутренних дел, ущерб, нанесенный островам, оказался значительно меньшим, чем предполагалось ранее. От огня на островах Гран-Канарья и Тенерифе пострадало не 35 тысяч гектаров леса и кустарника, о которых говорилось в дни пожара, а примерно в три раза меньше. Эти данные подтвердила и министр охраны окружающей среды Кристина Нарбона:



Кристина Нарбона: Примерно восемь тысяч гектаров сгорело на острове Гран-Канарья, а на Тенерифе - три тысячи гектаров. Предпринятые меры по борьбе с пожарами помогли предотвратить больший ущерб.



Виктор Черецкий: Сразу определить подлинные размеры катастрофы было невозможно. Почему? Говорит советник регионального правительства Канарских островов Хосе Мигель Руано:



Хосе Мигель Руано: Огонь распространяется по своим собственным законам, без всякой логики. Размер зоны, охваченной пожарами, обычно определяют по ее периметру, полагая, при этом, что может выгореть вся зона. Но на самом деле подобного не происходит – огонь щадит многие участки, тем более, когда речь идет о сложном горном рельефе. Ведь, у нас горели горные труднодоступные и малонаселенные районы. Сейчас начат учет сгоревших участков, на которых предстоит восстановить леса.



Виктор Черецкий: Правительство Испании намерено оказать помощь местной администрации в восстановлении инфраструктуры островов, сгоревших лесных массивов, и финансировать работы по предотвращению эрозии почвы в районах, пострадавших от пожара.


Пожары продолжались 7 дней. К примеру, на северо-востоке острова Тенерифе был полностью уничтожен огнем поселок Маска, который считался центром одного из наиболее живописных уголков архипелага.


Маска, место паломничества тысяч туристов со всего мира, откуда были эвакуированы все его 120 жителей, выгорел почти полностью; сгорели вокруг и все заповедные леса.


Речь идет о подлинной трагедии не только для жителей поселка, которые остались без крова, но и для всех островитян, поскольку поселок тесно связан с их историей и культурой. Он отличался уникальной старинной архитектурой, а густые леса, которые покрывали горы и глубокие овраги, спускающиеся к океану, были знамениты тем, что в них некогда укрывались пираты.


Говорит житель Маски Хосе Рекельме:



Хосе Рекельме: Мы потеряли все личные вещи, все, что семьи обычно имеют дома. Наш дом сгорел, и мы остались ни с чем. Конечно, трудно сознавать, что мы потеряли все, что нажили за всю трудовую жизнь. А жили мы в самой старой части Маски и очень гордились и нашим поселком, и окружающей природой: и я, и моя жена, и наши дети. В Маске у нас много родственников. Сейчас я даже несколько успокоился, потому что, наконец, смог побывать на пожарище. Всем нам пришлось сбежать из поселка – нас приютили, кормили, выдали одежду. Я успокоился, потому что хуже всего жить в неизвестности, а теперь я знаю, что дом сгорел, но мой бизнес – автомастерская осталась нетронутой. Это сейчас самое главное, ведь все придется начинать с начала. У нас такого страшного пожара давно не было. Иногда что-то загоралось, но нам всегда удавалось потушить пожар. А на этот раз от огня пришлось бежать.



Виктор Черецкий: Вместе с тем, многие погорельцы, особенно на острове Гран-Канарья, жаловались на слишком медленную реакцию местных властей, на нехватку технических средств борьбы с огнем. «Все жители моего поселка – от мала до велика – отказались от эвакуации и вышли на борьбу с пожаром: люди тушили огонь всю ночь, кто как мог – пожарных у нас очень мало, а вертолетов мы так и не увидели», - сказала жительница острова Гран-Канарья:



Жительница: В 1982-м году пожары были такими же или еще хуже. Семь лет назад нас постигло аналогичное несчастье. И за весь этот период не было принято никаких мер.



Виктор Черецкий: Более категоричен был сосед этой женщины по поселку. Его возмущению не было границ:



Сосед: Мы огонь голыми руками тушили. За триста метров таскали воду в ведрах – двести человек - вся деревня. А где при этом было островное начальство? Никто пальцем не пошевелил!



Виктор Черецкий: С таким мнением не согласен советник регионального правительства Канарского архипелага Хосе Мигель Руано:



Хосе Мигель Руано: Думаю, что, в основном, мы действовали слажено, ведь при всей сложности ситуации нам удалось избежать человеческих жертв. Пожарные и все другие службы работали эффективно. Региональные власти координировали их действия. Хотя были тяжелые моменты: люди нервничали, паники поддались даже некоторые ответственные сотрудники муниципалитетов. Многие жители сначала не хотели покидать свои дома, а потом рвались вернуться, вопреки запрету. Так что нам пришлось принять меры, чтобы не допустить анархии. Поставили нынешние пожары и весьма важный вопрос: а именно - о необходимости иметь на архипелаге свои воздушные противопожарные средства, в первую очередь, вертолеты, способные действовать в горной местности. На этот раз пожарные вертолеты «Камов» задержались, потому что им пришлось лететь с баз на материковой Испании через Марокко – этот путь занял много времени. Так что, мы намерены добиваться от правительства, чтобы эти вертолеты постоянно базировались на островах.



Виктор Черецкий: Мануэль, житель другого сгоревшего села – Фатага – считает, что нынешние пожары должны послужить уроком и администрации, и местным жителям. Дело в том, что население Фатаги жило все последние годы туризмом. Ну а туристы сюда ездили именно благодаря красотам природы. Человек не сумел защитить природу – источник своего благосостояния - и теперь расплачивается за свои собственные просчеты.



Мануэль: Фатага – была райским местом, деревушкой в долине, которая утопала в зелени. Ее называли «долиной тысячи пальм». Теперь там – выгоревшая черная пустыня. Мириться с этим мы конечно не будем. Мы бросим вызов и этой трагедии, и самим себе. В первую очередь, надо серьезно заняться уцелевшим лесом – регулярно чистить его от засохших деревьев, скашивать травы, что мы раньше не делали. И, разумеется, следует, как можно скорее, начать посадки новых пальм вместо сгоревших. Надеюсь, что власти помогут нам со специалистами и саженцами, а то, что на работу выйдет вся деревня, я не сомневаюсь. Еще надеюсь, что туристы будут к нам по-прежнему приезжать – мы очень скоро сделаем наши места еще более привлекательными!


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG