Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Лукин призвал врачей психиатрической больницы Апатит учесть мнение Независимой экспертной комиссии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Андрей Шарый : Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин сегодня призвал врачей психиатрической больницы Апатит, где проходит принудительное лечение активистка Мурманского отделения Объединенного гражданского фронта Лариса Арап, учесть мнение Независимой экспертной комиссии, проводившей ее освидетельствование. По заключению комиссии, Лариса Арап не нуждается в принудительном содержании в психиатрической больнице. Однако по решению местного суда она продолжает находиться в клинике для душевно больных в Апатитах. Над темой работала корреспондент Ради Свобода Ольга Вахоничева.



Ольга Вахоничева : На городских заборах города Апатиты появились крупные надписи - "Свободу Ларисе Арап". Так ее сторонники пытаются придать огласке историю Ларисы. По словам руководителя Мурманского отделения Объединенного гражданского фронта Елены Васильевой, в городе, где в психиатрической клинике принудительно содержат Арап, все делается для того, чтобы умолчать истинное положение вещей. К примеру то, что Независимой экспертной комиссии, приехавшей для освидетельствования Ларисы, местные власти чинили различные препятствия, что подтверждает член комиссии Любовь Виноградова. Она считает принудительное содержание Арап в психиатрической клинике нарушением прав человека.



Любовь Виноградова : Надеемся, что врачи учтут то, что сейчас никаких оснований для недобровольной госпитализации на сегодняшний день нет, и она вскоре будет выписана. И мы будем следить внимательно за этим случаем. Но все равно пока решение суда таково. Это не добровольная мера, это есть лишение человека свободы. Нельзя человека лишать свободы просто так. Для этого должны быть очень серьезные основания. Мы считаем, что в данном случае таких оснований не было. Их нет и на сегодняшний день еще в большей мере. Поэтому мы считаем, что недобровольное пребывание Ларисы Арап в стационаре сегодня не обосновано.



Ольга Вахоничева : Почему местный суд поддержал требование руководства областной психиатрической больницы о принудительном содержании Ларисы Арап в клинике, вразрез с мнением независимой экспертизы, Любовь Виноградова объясняет так.



Любовь Виноградова : Мы, действительно, чувствовали, что существуют какие-то еще вне медицинские основания для удержания Ларисы Арап в этом учреждении. Это было нам понятно из того, какие препятствия чинились нам на пути к осуществлению нашей миссии, по многим еще каким-то моментам, по тому, как вел себя главный врач, когда мы только появились, и много, много такого было. Но мы не можем их оценить. Но я хочу отметить все-таки и, мне кажется, что это очень важно, - совершенно порочную позицию врачей в отношении оценки опасности. Вот идет расширение этого слова. Непосредственная опасность - это физическая опасность, которую может представлять человек. Психиатры начинают иначе оценивать. Это отражение того, что происходит в нашем обществе. У нас много других случаев по стране аналогичных. С этой точки зрения случай Ларисы Арап абсолютно типичен.



Ольга Вахоничева : В диагнозе и терапевтических методах лечения с местными врачами у членов независимой комиссия есть расхождения, из которых следует - нет необходимости содержания Ларисы Арап в больнице. По словам президента Независимой психиатрической ассоциации Юрия Савенко, принудительная госпитализация может лишь ухудшить состояние ее здоровья. Это пример полицейской, карательной психиатрии, говорит Савенко.



Юрий Савенок : Речь идет о реально больном человеке, который в 2004 году уже сам приходил за помощью к психиатрам, но уже тогда был помещен, удержан грубо принудительно. Этот случай в высшей мере важен, как картинка того, что происходит в нашей действительно. Недобровольное лечение всегда принципиально хуже. Над всем витало то, что с ажиотажем в прессе вступили в ход уже вне медицинские проблемы и соображения разного рода. Они в силу того, что мы не видим независимости наших судов на большом, большом опыте, вот итог.



Ольга Вахоничева : Заключение Независимой экспертизы передано уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину. Вот что на вопрос о дальнейшем развитии ситуации вокруг дела Ларисы Арап ответил российский омбудсмен.



Владимир Лукин : Наши уважаемые эксперты, по-моему, ясно и однозначно высказали точку зрения, состоящую в том, что лечить ее можно амбулаторным образом. Вместе с тем было решение суда, а точнее двух судов. В решение суда уполномоченный вмешиваться не имеет права по закону. Вместе с тем, у меня нет никаких оснований не доверять суждению моих уважаемых коллег. Я знаю, что будут предприняты попытки обжаловать решение этого второго суда дальше в боле высокой инстанции. Мне бы очень хотелось, чтобы в ходе обжалования или еще до обжалования мнение моих уважаемых коллег из экспертного совета было еще раз максимальным образом проанализировано и учтено теми врачами, теми людьми, от которых зависит эта ситуация. Я думаю, что чем раньше лечение стационарное будет переведено на лечение амбулаторное, было бы лучше во всех отношениях с учетом того, что вокруг этого дела возникла такая какая-то немножко политизированная ситуация самых разных сторон, я бы сказал. И вопрос этот будет исчерпан. А то, что он будет исчерпан, это очень хорошо для всех, в том числе и для государства нашего, и для престижа.



Ольга Вахоничева : По закону, после решения суда Лариса Арап может находиться в больнице полгода. Далее врачи клиники, если в этом есть необходимость, должны вновь обратиться в суд с требованием продлить пребывание пациентки в стационаре. Однако, по словам Любови Виноградовой, за рамками официоза, врачи местной клиники, высказали готовность отпустить Арап, не дожидаясь кассационной жалобы в высшую судебную инстанцию.



XS
SM
MD
LG