Ссылки для упрощенного доступа

«При необходимости ШОС может стать полноценным военным блоком»


Китайские офицеры осваивают Южный Урал
Китайские офицеры осваивают Южный Урал


Завершившийся в Бишкеке седьмой саммит глав государств ШОС дал его участникам основания говорить о завершении формирования этого регионального объединения. Наблюдатели полагают, что создававшаяся изначально как рыхлый экономический союз организация пока не нашла своего лица. Присутствовавший на встрече в верхах московский востоковед Аркадий Дубнов рассказал РС о своих впечатлениях от произошедшего:


- Готов ли оказался Бишкек принять международный саммит такого масштаба?


- К удивление многих (меня в том числе, хотя в этом году я уже четвертый или пятый раз в Бишкеке, наблюдал все в динамике), саммит оказался проведен на достаточно адекватном уровне, и серьезных проблем с организацией не было. Кое-какие проблемы были с размещением, часть кремлевского пула журналистов, сопровождающих [Владимира] Путина, была размещена на окраине в общежитии, принадлежащем турецким структурам, и их заставляли снимать обувь при входе. Такого рода издержки естественны, гостиничная инфраструктура Бишкека не приспособлена для одновременного приема такого количества гостей.


Эксперт полагает, что не меньшего внимания, чем подписанные на саммите документы, заслуживают мероприятия, проходившие параллельно с ним:


- 14-15 августа проходил визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Киргизию. В рамках его переговоров с киргизским руководством Пекин подтвердил готовность финансировать строительство железной дороги, связывающей Китай с Киргизией через Узбекистан. Этот проект может иметь серьезное значение для развития торговли и коммуникаций в этом регионе. Кроме того, киргизский премьер попросил Ху Цзиньтао «изогнуть» линию будущего газопровода из Туркмении в Китай так, чтобы он проходил через Киргизию. В Пекине пока не ответили на это конкретно, но в Бишкеке надеются, что это позволит ему избавиться от монопольной зависимости от узбекского газа.


- Это действительно серьезные вещи. Если Россия не примет в будущем участия в такого рода масштабных структурных преобразованиях, связанных со строительством новых газопроводов по территории Центральной Азии, будет к ним относиться так же, как, скажем, к нефтепроводу «Баку – Джейхан», т.е. противодействовать его строительству, то она потеряет влияние на страны региона. С этой точки зрения очень любопытно предложение, сделанное вчера Владимиром Путиным на встрече с [президентом Киргизии] Курманбеком Бакиевым, что он готов обсуждать некие предложения киргизской стороны, и вложить в реализацию этих проектов ( если они будут обоснованы ) до 2 миллиардов долларов. Это первое конкретное предложение такого масштаба, сделанное Россией в регионе Центральной Азии и конкретно в Киргизии, которая сегодня является обделенной такого рода инвестициями.


- Что же касается самого саммита, то Договор о долгосрочном сотрудничестве, который заключен по инициативе Китая и призван закрепить, институциализировать наработки ШОС за шесть лет - это действительно очень базовый документ. Ожидались скандальные заявления со стороны президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. За несколько дней до начала саммита стало ясно, что раз ему позволяют здесь выступать, то ожидают от него политкорректных высказываний. И тем не менее в выступлении иранского президента сквозило все то, что мы привыкли слышать на других его форумах. Правда, он выбирал выражения, избегал упоминать по имени Соединенные Штаты и выбросил фразы о «сионистских агрессорах». Надо перечитывать его текст, чтобы понять, как трудно ему было [без этого обходиться] , когда он говорил о том, что на Ближнем Востоке некоторые державы осуществляют свои действия с целью оккупации, перекраивания политических карт, что нам нужно крепить сотрудничество, чтобы предотвратить насилие со стороны высокомерных держав , и тому подобное. Видимо, именно такое поведение иранского президента не позволяет сегодня ставить вопрос о расширении Шанхайской организации, потому что первым на очереди на расширение стоит именно Иран, и вслед за ним очень желающий вступить в ШОС Пакистан и, может быть, даже Туркмения. Они не могут войти в этот клуб [впереди Ирана], поскольку это нарушило бы принцип справедливости. Поэтому мораторий на расширение ШОС остается в силе, и это может быть одним из главных итогов бишкекского саммита.


- Завтра лидеры ШОС будут наблюдать за военным учениями организации в Челябинске. Можно ли вслед за российскими СМИ назвать ШОС «анти-НАТО»?


- То, что в российской прессе зачастую обозначают ШОС как восточный блок, соответствует настроениям в российской элите с началом нового витка противостояния Вашингтону. Пресс-секретарь одного из президентов в разговоре со мной отметил, насколько воинственным по духу было выступление президента Путина. Основной его тезис свелся к тому, что нужно наращивать усиление систем безопасности, в том числе и военного свойства, противостоящих терроризму, сепаратизму, экстремизму, наркотрафику. Именно Путин сказал, что такие учения, как сейчас проходят в Челябинской области, должны проводиться ежегодно в одной из стран Шанхайской организации. Никто из других президентов так настойчиво и целеустремленно не акцентировал внимания на силовой составляющей ШОС. Китайский председатель много говорил об экономическом сотрудничестве, хотя и упомянул о необходимости крепить безопасность. Казахский президент посвятил свою речь экономическому взаимодействию. Президент Таджикистана говорил о противостоянии навязыванию чуждых стандартов жизни и образа жизни. Несмотря на частые заверения, что это ни в коем случае не будет анти-НАТО, чем чаще об этом говорят, тем больше создается впечатление, что при необходимости, при «неадекватном» поведении западного блока, такая возможность в структуре ШОС может оказаться реализованной.


XS
SM
MD
LG