Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Певец и кантор Йозеф Шмидт


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Олег Винокуров: В Берлине на доме номер 68 на Нюрнбергер-штрассе недавно появилась мемориальная доска. На ней - портрет молодого человека и надпись: «С 1930 по 1933 годы по этому адресу жил певец и кантор Йозеф Шмидт, годы жизни: 1904-1942». Уникальную и трагическую историю этого человека рассказывает наш корреспондент .



Юрий Векслер : Тенор Йозеф Шмидт был немецкой и мировой звездой периода расцвета радио. Тогда, в 30-е годы прошлого века, в радиостудиях исполнялись целые оперы. В этих постановках с лучшими артистами своего времени участвовал и Шмидт, прозванный «Карузо радиоволн». Настоящая оперная сцена казалась недосягаемой мечтой певца из-за его маленького роста – 158 сантиметров. Но голосу рост - не помеха, а на радио только голос и важен.


Йозеф Шмидт родился в Румынии, в еврейском местечке, в бедной хасидской семье. В начале Первой мировой войны семья переселилась в Черновцы. Петь Йозеф начал ребенком в черновицкой синагоге и быстро овладел сложной вокальной техникой канторального пения с колоратурами и трелями.


Рассказывает инициатор открытия мемориальной доски в Берлине Вольф Хегердинг.



Вольф Хегердинг: В Черновцах нашлись поклонники таланта юного Йозефа Шмидта, которые отправили юношу учиться в Берлин, где жил его дядя - брат матери Лео Энгель, ставший впоследствии его менеджером. Радио тогда развивалось стремительно и нуждалось в талантах. Шмидт дебютировал на берлинском радио18 апреля 1929 года в труднейшей теноровой партии Васко де Гама, в опере «Африканка» Джакомо Мейербера. Три года в Берлине перед приходом к власти нацистов, за которые певец спел на радио в 37 постановках, были самыми счастливыми в жизни Шмидта. При гитлеровцах Шмидт спел еще две оперные партии. А затем последовал запрет на его работу на радио.



Юрий Векслер : Удивительно то, что его пластинки можно было свободно купить в Германии вплоть до 1938 года…


Интересный эпизод описывает в своем интервью «Би-Би-Си» ныне 90-летний Рохус Миш, который был ординарцем, телефонистом и охранником Гитлера.



Рохус Миш: « В ставке фюрера под Винницей я как-то услышал из кабинета Гитлера музыку. Я посмотрел в окно и увидел, что Гитлер сидит на краю стола и слушает патефон, который завел его денщик. Я заглянул в окно и спросил: «Мой фюрер, это что за музыка?». Он ответил: «Это Йозеф Шмидт». «Но он ведь еврей!» - воскликнул я. А Гитлер сказал: «Какая разница! Прекрасная музыка. Это – главное».



Юрий Векслер : В 1935 году Шмидт впервые гастролировал в США, где получал астрономические гонорары. Однако мысли о переселении в Америку были ему чужды. Он не хотел жить вдали от матери, остававшейся в Румынии. В Брюсселе 20 января 1939 года сбылась мечта Йозефа Шмидта - он спел на сцене в оперном спектакле партию Рудольфа в «Богеме» Пуччини.


Критика была благосклонна, и с этой ролью Шмидт совершил турне по голландским и бельгийским городам, которое прервалось из-за начала Второй мировой войны и оккупации этих стран нацистами. Шмидт с трудом переехал в Ниццу. В отчаянии он все-таки согласился покинуть Европу - американский менеджер добыл для него визу на Кубу, которой певец, однако, не успел воспользоваться. Говорит Вольф Хегердинг.



Вольф Хегердинг: После атаки японцев на Перл-Харбор США и Куба вступили в войну, и за день до запланированного отъезда Шмидта пароходное сообщение между континентами было окончательно прервано. В марте 1942 го да португальский консул в Ницце добыл ему транзитную визу на Кубу, но вишистские власти уже не только отказались разрешить его выезд, но и аннулировали его вид на жительство в некупированной еще немцами части Франции. Шмидту оставалось только бежать в Швейцарию.



Юрий Векслер : С третьей попытки Шмидт нелегально попал в Швейцарию. 9 октября 1942 года он пришел в полицию Цюриха. Там ему отказали в разрешении на работу и отправили в лагерь для перемещенных лиц Гиренбад в окрестностях города. Условия в лагере были очень тяжелыми, ночами заключенные дрожали от холода. Шмид заболел, врачи диагностировали у него обычную простуду. Шмидт жаловался на боли в груди, но его посчитали симулянтом. Все же его поместили в больницу, откуда вскоре выписали с пометкой «может содержаться в лагере». 16 ноября Шмидт отправился на прогулку из лагеря до близлежащего ресторана «Вальдегг», хозяйка которого относилась к нему с большой симпатией. Там артисту стало плохо, был вызван лагерный врач, и у него на глазах Йозеф Шмидт умер от сердечной недостаточности. Пришедшее днем позже в лагерь персональное разрешение на работу для Йозефа Шмидта помочь ему уже не могло...


XS
SM
MD
LG