Ссылки для упрощенного доступа

Родственники жертв катастрофы Ту-154 под Донецком год назад требуют продолжения расследования


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Александр Гостев: Сегодня исполнился год со дня авиакатастрофы самолета Ту-154 под Донецком, когда погибли 160 пассажиров и 10 членов экипажа. Самолет выполнял рейс из Анапы в Санкт-Петербург, на борту было много детей. Сегодня на месте падения самолета прошла траурная церемония, в которой участвовали родственники погибших. По официальной версии, Ту-154 разбился из-за ошибки экипажа, однако потерпевшие с этим не согласны. Они требуют продолжить расследование и увеличить компенсации, материальную помощь за гибель их близких.



Любовь Чижова: Самолет Ту-154 "Пулковских авиалиний" разбился в Донецкой области на Украине. В среду на место гибели своих родных и близких из Анапы и Санкт-Петербурга приехали их родственники. На месте трагедии установили памятник, на котором высечены имена всех пассажиров и членов экипажа. Слово корреспонденту Радио Свобода в Донецке Ярославу Колгушеву…



Ярослав Колгушев: Я нахожусь в непосредственной близости от недавно открытого монумента в память о 170 погибших пассажирах и членах экипажа самолета Ту-154 под Донецком у поселка Сухая Балка. Сегодня в 14.00 по московскому времени, когда у монумента собрались родные и близкие погибших, над местом катастрофы зазвучала траурная музыка. Отдавая дань памяти погибшим, были зачитаны имена всех 170 жертв. Зачитывание имен погибших прерывалось пронзительными женскими вскриками и рыданиями. Невозможно было за всем этим наблюдать без слез. Рыдали мужчины. После церемонии оглашения имен погибших митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион отслужил панихиду, и перед присутствующими выступили губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Валерий Тихонов, председатель общественной организации "Прерванный полет" Георгий Ефименко, а также генеральный консул России в Харькове Андрей Яковлев. В завершении траурной церемонии в память о погибших их родные и близкие возложил венки, цветы, фотографии, детские игрушки. И сейчас траурная церемония завершена, но родные и близкие остаются на склонах балки, где установлен памятник, они оплакивают погибших.



Любовь Чижова: Родные погибших в авиакатастрофе под Донецком объединились в организацию «Прерванный полет». Их не устраивает официальная версия гибели самолета - «ошибка экипажа». Кроме того, они намерены требовать от авиакомпании «Пулковские авиалинии» увеличения компенсаций и материальной помощи. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Валович.



Татьяна Валович: 170 имен высечены на четырех камнях черного гранита, разделенных крестами. Возглавляет этот скорбный список самый маленький пассажир борта 85185 - Миша Базылев, которому было всего четыре месяца. Многие детские имена написаны с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Сашенька, Настенька, Андрюша, Ванечка. Включение в перечень фамилий членов экипажа сначала вызвало неоднозначную реакцию родственников, но в итоге сошлись во мнении, что память о трагедии не имеет отношения к причинам катастрофы. Имена написаны группами, и это еще раз подчеркивает, сколько семей погибло в августе прошлого года. Эти плиты, выполненные и освещенные в Петербурге, стали частью мемориала, который откроют сегодня на месте трагедии в районе поселка Сухая Балка под Донецком. Как рассказал руководитель общественной организации «Прерванный полет» Виталий Юсько, именно родственники настояли на создании этих плит.



Виталий Юсько: Изначально предполагался на площадке такой мемориальный знак с указанием номера борта самолета. Даже креста не было в первом проекте. По сути дела, получился памятник самолету, а не погибшим. Мы на собрании родственников настаивали на том, чтобы увековечить память своих родных на мемориальных плитах.



Татьяна Валович: За прошедший год родственники погибших в авиакатастрофе самолета "Пулковских авиалиний" объединились в общественную организацию «Прерванный полет». С выводами Международного авиационного комитета родственники согласны лишь частично, считая, что версия «ошибка экипажа» - только одна из целого комплекса причин той трагедии или даже, скорее, ее следствие. По их мнению, дело в «уставшем» авиапарке, экономии топлива, недостаточной информативной работе диспетчерских служб. Судебное разбирательство, первый круг которого завершился недавно, тоже достаточно тяжелый этап в жизни людей потерявших своих близких, считает Виталий Юсько.



Виталий Юсько: До какого цинизма дошли представители авиакомпании в ходе судебных процессов, они говорят: «Да, пассажиры были застраховано, но, к сожалению, они погибли, поэтому платить некому. А вы к нам не имеете отношения, родственники». О чем это говорит? О том, что авиакомпании выгодно, чтобы в случае катастрофы все погибли. Потому что если люди останутся в живых, инвалидами, калеками, им надо будет платить, оплачивать страховку, оплачивать лечение.



Татьяна Валович: В ближайшем будущем в Московский городской суд Петербурга поступят еще 27 исков от родственников жертв авиакатастрофы под Донецком.



Любовь Чижова: Официальная версия падения самолета - ошибка экипажа. Однако родственники с ней не согласны. Независимые эксперты считают, что самолет стал жертвой так называемого «подхвата» - явления, о котором ничего не упоминается в технических характеристиках Ту-154. Подхват - это самопроизвольное задирание вверх носа самолета, если он набирает чрезмерно большую высоту. По мнению специалистов, так и получилось, когда самолет попытался перелететь грозовой фронт, но стал жертвой подхвата и упал на землю. По мнению адвоката родственников погибших Игоря Трунова, установление истинной причины гибели самолета, как и выплата адекватных компенсаций за гибель людей - вопрос принципиальный.



Игорь Трунов: По мере роста материальной ответственности растут затраты на модернизацию и безопасность полетов, поэтому это общая тенденция. До тех пор, пока жизнь человека не стоит ничего, эксплуатируются старые самолеты, ремонт идет, как правило, очень плохо, не соблюдаются нормы предполетные, полетные и так далее.



Любовь Чижова: Каковые основные требования родственников погибших?



Игорь Трунов: Требования и основные и естественные - это, конечно, возмещение того вреда... Почему? Потому что много осталось иждивенцев, это инвалиды, это дети погибших родителей, и большое количество детей погибло. Возмещение вреда в связи с гибелью близких родственников - это основное требование.



Любовь Чижова: Какова сейчас позиция авиакомпании "Пулковские авиалинии"?



Игорь Трунов: Позиция авиакомпании - это минимизация расходов на возмещение вреда, и это основной предмет нашей тяжбы.



Любовь Чижова: Что в итоге получили потерпевшие?



Игорь Трунов: Если сложить 74 истца в интересах 73 погибших, то получится... понимаете, в результате сложения вроде бы сумма ничего получается, но если понять, что каждому досталось очень мало, то она, сумма, ясна. По моральному вреду в результате этих исков сумма общая - 25790 рублей, это на 74 истца. И материальный вред - а это багаж и погребальные услуги - миллион 300 тысяч на всех. На сегодняшний день похоронить человека достойно более или менее - это, конечно, затратная часть. 73 человека похоронить за миллион 300 - это нереально.



Любовь Чижова: В том, что расследование гибели самолета под Донецком будет продолжено, и родные погибших, и адвокат сомневаются: это не выгодно ни российской, ни украинской стороне. Сразу после падения самолета эксперты говорили о непрофессиональных действиях украинских диспетчеров, но никаких обвинений против них выдвинуто не было.


XS
SM
MD
LG