Ссылки для упрощенного доступа

Обществу российских анонимных алкоголиков - 20 лет


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Александр Гостев: В России сегодня, по неофициальным данным, два с половиной миллиона человек являются алкоголиками. С начала 1990-х годов по всей стране открылись сотни наркологических центров, которые зачастую не способны были вылечить больных. Вместе с тем единицы пытаются избавиться от недуга, вступив в общество анонимных алкоголиков, российское отделение которого в августе отмечает свой 20-летний юбилей. Члены общества намерены с завтрашнего дня провести целую серию конференций и встреч. Поделиться своим опытом к российским алкоголикам приедут сторонники движения из Франции, США, Англии, Финляндии.



Максим Ярошевский: Первые анонимные алкоголики появились в Советском Союзе в 1986 году. В 1987 году уже официально из США в СССР попали первые книги и брошюры, в Москве прошло собрание общества. Сейчас в России работает 320 групп анонимных алкоголиков в 120 городах по всей стране. Всего же в обществе состоит несколько тысяч человек (точной цифры у членов общества нет). Говорит исполнительный директор Фонда обслуживания анонимных алкоголиков Константин (по правилам анонимности фамилии члены общества не называют никогда, и алкоголики наотрез отказываются от видео и фотосъемок)…



Константин: Сегодня более чем в 180 странах анонимные алкоголики проводят свои собрания, в том числе и в России. При этом надо отметить, что каждая группа, которых сегодня 110 тысяч в мире, вполне самостоятельна. Просто есть дела, которые вместе делать проще, легче, и поэтому группы объединяются именно в вопросах обслуживания - издания литературы, донесения наших идей до общественности и так далее, и тому подобное. В конце концов, это выходит на национальный уровень, и на национальном уровне тоже вполне самостоятельные структуры.



Максим Ярошевский: Согласно статистике, по данным на 2007 год, в России более двух с половиной миллионов алкоголиков, зарегистрированных медицинскими органами. Употребление алкоголя считают причиной 72 процентов убийств и 42 процентов самоубийств.



Константин: Лучший способ сохранить собственную трезвость - это помогать обрести и поддерживать ее кому-то другому. На этом построена работа всего нашего общества анонимных алкоголиков. Плюс так называемая программа "12-ти шагов", которая не изобретена, не взята откуда-то, а выработана чисто эмпирическим путем самими же алкоголиками на основе опыта, потом, кровью, иногда жизнями.



Максим Ярошевский: Далеко не каждый член общества анонимных алкоголиков действительно перестает пить после посещения лекций и семинаров. По данным Константина, приблизительно половина обратившихся встает на путь трезвости, остальные испытание не выдерживают и уходят. Трудно подсчитать и время, необходимое для выздоровления. Кому-то достаточно одного дня, кому-то не хватает и нескольких лет. Для российских членов общества характерна суперанонимность. Про движение практически не пишут в прессе. Рекламы у анонимных алкоголиков нет. К своему 20-летнему юбилею общество все же подготовилось. С четверга по воскресенье в Москве и Подмосковье пройдут встречи и семинары анонимных алкоголиков. Говорит член общества Алексей…



Алексей: Самое главное мероприятие пройдет 25 августа, в субботу. В спорткомплекс "Дружба" в Лужниках будут приглашены те, кто начинал это содружество в России, то есть люди не просто с большими сроками трезвости, а в какой-то степени ветераны нашего движения. Мы ожидаем около 100 гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Мы анонимные, мы не знаем, сколько людей придет на наши собрания, но мы готовы принять всех, кто хочет обрести трезвость, и тех, кто ходит за этой трезвостью на наши собрания.



Максим Ярошевский: Биологически вылечиться от алкоголизма невозможно, уверен президент благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. Больной может вылечиться на социодуховном уровне. Для этого не нужны лекарства и медицинские процедуры. Необходима специализированная психотерапия, собственно, именно то, чем занимаются анонимные алкоголики.



Олег Зыков: Мы должны понимать, что в любом абсолютно обществе есть какая-то часть населения, которая решает свои социодуховные проблемы с помощью разрушительных форм поведения, не только алкоголизма, это и наркомания, сейчас у нас эпидемия игромании и так далее, когда человек использует негодные средства для того, чтобы адаптироваться к неким проблемам, с которыми он сталкивается в обыденной жизни и, самое главное, гармонизировать отношения с самим собой. И очевидно, что такой способ решения социодуховных проблем не приводит к позитивному результату, наоборот, приводит к разрушению и не только уже социальному и духовному, но, в конце концов, и физическому. Но при этом мы должны понимать, что все-таки и алкоголизм, и наркомания - это прежде всего социодуховные заболевания. Человек страдает не от биологической зависимости, не от того, что у него есть ферментативные и биохимические проблемы, связанные с употреблением алкоголя, он страдает от социодуховной зависимости. Именно эту проблему и решают люди, которые ходят в группы взаимопомощи. Люди, понимая, что они биологически должны отказаться от употребления алкоголя, тем не менее должны найти какие-то способы выстраивания социальных и нравственных взаимоотношений.



Максим Ярошевский: Каково ваше отношение к появившимся в огромном количестве центрам?



Олег Зыков: Центр центру рознь. Если по-настоящему профессиональная наркология ставит перед собой цель помочь человеку войти в мир выздоровления, вот в эту лечебную субкультуру и становится частью вот этой лечебной субкультуры, то это хорошая наркология. Если этот центр говорит "приходите и мы за пять минут вставим новые мозги" или "отправим вас в горы, и в горах вы будете прану вдыхать", то это подлая наркология, люди деньги зарабатывают. При этом часть этой наркологии не просто зарабатывает деньги, но еще и больных калечит.



Максим Ярошевский: Некоторые наркологи говорят, что вылечить от алкоголизма невозможно.



Олег Зыков: Биологически - нет, невозможно. И в этом нет никакой проблемы и трагедии никакой нет. Я рефреном предлагаю абсолютно понятную аналогию. Аллергия к апельсинам бывает? Бывает. Является ли это трагедией для человека? Да не является. Он просто не ест эти апельсины и не драматизирует. Здесь, условно говоря, аллергия к водке. Ну и что? Ну да, просто надо перестать пить водку, но дело-то ведь в том, что водка - адаптоген, то есть вот этот социодуховный компонент процесса, и в этом трагедия. Не в том, что он биологически неизлечим, алкоголик, а в том, что алкоголь у него становится неотъемлемым компонентом его социальной и духовной жизни. А преодолеть эту трагедию можно, только если сформировать внутри себя альтернативу. А это возможно только при общении с себе подобными, с людьми, которые имеют такой опыт нравственного роста, как лечебного процесса.



Максим Ярошевский: Говорил президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков. Празднование своего 20-летнего юбилея анонимные алкоголики завершат в воскресенье большим слетом в подмосковном санатории «Клязьма». До вечера там будут проходить семинары и обмены опытом с анонимными алкоголиками из-за рубежа. Потом в программе значится концерт бардов, ретро-дискотека и ночные собрания.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG