Ссылки для упрощенного доступа

Пресса иракского сопротивления


Ирина Лагунина: На любой войне есть пропаганда. Конфликтующие стороны всегда пытаются представить себя в выгодном свете для населения. То же происходит и в Ираке. Мои коллеги, аналитики Радио Свобода Кэтлин Ридолфо и Дэниел Кимич провели исследование средств информации групп иракского суннитского сопротивления, включая группировку под названием «Аль-Каида в Ираке». Мы беседуем сегодня с Кэтлин Ридолфо. Что было самым большим открытием для вас в ходе этого исследования?



Кэтлин Ридолфо: Думаю, самым большим откровением было то, сколько материалов доступно через интернет. Я ежедневно использую эти сайты в работе – слушаю выступления и заявления, смотрю видеозаписи, но даже для меня было шоком то, что я обнаружила, когда начала исследовать. И не только количество материала как такового, но и число людей, которые заходят на эти сайты и форумы и оставляют свои комментарии. И в основном это сторонники джихада и сочувствующие, они обсуждают происходящее в Ираке, они думают об этом. Десятки тысяч людей каждую неделю. Они используют эти материалы, они обмениваются ими, они расширяют сеть.



Ирина Лагунина: Вообще, когда мы говорим о средствах информации, о медиа, надо, вероятно, оценивать три параметра – сам по себе информационный продукт, его создателей и его потребителей. Итак, что собой представляет этот информационный поток или продукт – в первую очередь, наверное, в интернете?



Кэтлин Ридолфо: Изначальный продукт – пресс-релизы. Различные группы сопротивления выступают с заявлениями для прессы, в которых, в первую очередь, сообщается о тех операциях, которые они провели против иракских или американских военных, а также против тех, кого они называют своими шиитскими врагами в Ираке. Затем следуют заявления более широкого плана – в целом о джихаде и его значении в Ираке. Сейчас в дополнение к этому в интернете идет дискуссия – тоже на уровне заявлений – которая показывает, как углубляется различие в подходах между «Аль-Каидой в Ираке», которая многим представляется иностранной силой, и собственно иракскими группами сопротивления. В ходе этого спора сейчас обсуждается, что считать законным джихадом, что считать законной целью и законными методами джихада, против кого он направлен. Дальше следуют видеопленки и фильмы, книги, недельные обозрения террористических нападений и, конечно, журналы, которые выходят один-два раза в месяц в зависимости от группы, которая производит этот материал.



Ирина Лагунина: Поясню, журналы помещаются на интернет в формате PDF. Это красочные издания с множеством графиков, схем и цветных фотографий. На некоторых гриф «Министерство информации Исламского государства Ирак». Если кто-то заинтересован, то можно распечатать, подшить и – готовый журнал! А вот пример регулярных видеообозрений - двадцатка лучших видеозаписей терактов организации «Ансар аль-Сунна».


Кэтлин и Даниэл «разобрали» один такой ролик на части и выяснили, что все элементы, необходимые для создания видеоматериала, тоже доступны в интернете. Где-то можно найти соответствующие цитаты из Корана, где-то – видео записи терактов, сделанные обычно на мобильный телефон, где-то символику и статистику, а где-то музыкальное сопровождение.


Собрать их вместе на хорошем компьютере – вопрос получаса. И так, мы подошли к вопросу, кто это все создает. Вы говорите, что между «Аль-Каидой в Ираке» и собственно иракским сопротивлением идет дискуссия. Это значит, что у них разные информационные порталы? Или они все-таки сотрудничают в пропаганде для внешнего мира?



Кэтлин Ридолфо: Они практически не взаимодействуют. Только в тех редких случаях, когда проводят совместные нападения. Но где они встречаются, так это на форумах, которые служат как доска объявлений для многих групп сопротивления. И все эти группы, включая «Аль-Каиду» стремятся выставить на интернет-форумы как можно больше своих печатных и видеоматериалов, чтобы люди могли их сравнить, обсудить их, высказать свои замечания и составить свое представление о том, как выглядит политическая сцена Ирака или ландшафт сопротивления.



Ирина Лагунина: Каковы основные послания, которые пытаются донести до иракской публики «Аль-Каида», с одной стороны, и национальное суннитское иракское сопротивление, с другой?



Кэтлин Ридолфо: «Аль-Каида» пытается утвердить в иракском народе мысль, что ей удалось создать на территории Ирака исламский халифат. Они уверяют, что полностью контролируют ряд провинций. Но у них есть серьезная проблема. И проблема эта состоит в том, что на самом деле их не поддерживает иракский народ. «Аль-Каида» по-прежнему видится как внешняя сила. И группировки собственно иракского сопротивления всячески поддерживают это отношение общества, пытаясь доказать, что они-то и есть законные представители иракского народа, которые делают все, чтобы освободить страну. И это очень хорошо видно по тому, как «Аль-Каида» обращается к иракскому народу и как она сообщает мировой общественности о своей деятельности в Ираке.



Ирина Лагунина: Но в таком случае кто является потребителем продукции «Аль-Каиды»?



Кэтлин Ридолфо: В первую очередь, как мы выяснили в ходе исследования, потребить – это не иракская аудитория, это арабские мусульмане, живущие вне Ирака. Много посетителей этих сайтов в Саудовской Аравии, есть мусульмане, живущие на Западе, в США и Европе. Преимущественно их возраст - от 17 до 27 лет. Они разделяют в целом этот призыв, который несет миру «Аль-Каида», и они хотят узнать больше, им любопытно посмотреть, что на самом деле происходит, и они заходят на сайт.



Ирина Лагунина: А арабская пресса, арабские телеканалы как оценивают эту продукцию иракского сопротивления – как пропаганду или как источник информации? И как часто они используют ее в своих программах, статьях или репортажах?



Кэтлин Ридолфо: Насколько мы смогли проследить, арабские средства информации просматривают, по крайней мере, основные видеоматериалы. Мы заметили, что каждый раз, когда готовится новая видеозапись основных руководителей «Аль-Каиды» - Аймана аз-Завахири или Абу Омара аль-Багдади, - сообщение об этом появляется в интернете за несколько дней, иногда даже за неделю. И арабская пресса тоже начинает сообщать об этом – в то же время, как и соответствующие сайты группировок. Когда же заявление или видеозапись выставляется на сайт, арабская пресса немедленно об этом сообщает. Так что довольно легко проследить этот путь: с сайта бойцов джихада пленка попадает на сайт какой-нибудь панарабской газеты, а затем в региональную арабскую телевизионную сеть, например, на канал «Аль-Джазира». И они обычно либо зачитывают заявление, либо показывают видео. В результате эта информация достигает намного более широкой аудитории в регионе.



Ирина Лагунина: В какой степени средства информации иракского сопротивления отражают то, что происходит в стране?



Кэтлин Ридолфо: Очень сложно определить, насколько правдивы эти заявления, что такая-то и такая-то группировка сопротивления провела за неделю энное число атак. Столько нападений и терактов в Ираке вообще не освещаются в прессе и проходят незамеченными, что отследить точное число очень сложно. Но, как я уже сказала, есть разница в том, как «Аль-Каида» обращается к местному населению, и как она разговаривает с мировой общественностью. Мы попросили наших корреспондентов в Багдаде и Мосуле собрать несколько листовок, которые распространяются на улицах городов. Удивительная разница в подходах. В Ираке «Аль-Каида» пытается вести себя по отношению к местному населению как законное правительство, объясняя народу, что законно делать, а что нет. Например, а Мосуле они распространяли листовки с призывами не отвозить овец на продажу в Курдистан. В листовке говорилось: вы продаете овец в Курдистане, чтобы получить больше выручки, но вы тем самым повышаете цены на мясо у себя дома, а это сказывается на местном населении. Такого рода листовки и заявления никогда не попадают в интернет, потому что интернет-сайты – это часть глобальный работы бойцов джихада, их местные проблемы не интересуют. Подход меняется, когда они говорят с местными людьми.



Ирина Лагунина: Так как же бороться с этим злом?



Кэтлин Ридолфо: Обычно когда кого-то спрашиваешь, как с этим бороться, отвечают, что надо создать свою сеть сайтов, в которых бы содержалось противопоставление идеям джихада. Однако это – огромное усилие, которое ни к чему не приведет. Однако мы выяснили, что есть моменты, которые можно использовать. Например, на этих сайтах часто появляются рассуждения людей, которые представляются как мусульманские духовные авторитеты. И они уверяют, что джихад оправдан, они извращенно толкуют Коран, чтобы поддержать эти экстремистские настроения. И, по-моему, настоящие духовные мыслители могли бы вступить в спор и представить противоположную точку зрения. Но это должно делаться изнутри самого арабского мира. К сожалению, этого не происходит. Может быть, отчасти и из-за того, что большинство духовных мыслителей – люди другого поколения, они не часто заглядывают в интернет, они даже не знают, что происходит на этих сайтах. А было бы хорошо, если бы кто-то зашел на такой форум и сказал: знаете, не все, что здесь написано – правда. Это могло бы расширить дискуссию и породить критическое восприятие у молодежи.



Ирина Лагунина: Мы беседовали с Кэтлин Ридолфо, один из авторов исследования «Средства информации иракского сопротивления. Война за образы и идеи».
XS
SM
MD
LG