Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Министр юстиции США уходит в отставку. Спасут ли доходы от политической рекламы американские газеты? Плохие новости для американских домовладельцев



Юрий Жигалкин: Министр юстиции США уходит в отставку. Спасут ли доходы от политической рекламы американские газеты? Плохие новости для американских домовладельцев. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.


В понедельник министр юстиции США Альберто Гонсалес объявил об уходе в отставку. Это решение Гонсалеса, одного из ближайших советников и друзей президента Буша, подытоживает многомесячную кампанию законодателей-демократов, они обвиняли главу Министерства юстиции в многочисленных серьезных прегрешениях и громко требовали его отставки. С подробностями - Ян Рунов.



Ян Рунов: В Сенате поднимали вопрос о вотуме недоверия Гонсалесу, ставили под сомнение его честность и компетентность. Причем, отставки требовали не только демократы, но и республиканцы, обвиняя министра в том, что он, во-первых, тормозил проводимое Конгрессом расследование действий ФБР по наблюдению за иностранными и американскими гражданами в рамках программы борьбы с терроризмом, и, во-вторых, уволил группу федеральных прокуроров, руководствуясь вроде бы политическими мотивами.


Гонсалес - сын безграмотного сельскохозяйственного рабочего-эмигранта из Мексики. В начале 80-х окончил юридический факультет Гарвардского университета и стал сотрудником крупной адвокатской фирмы в Хьюстоне, штат Техас. В середине 90-х был юридическим советником губернатора Техаса Джорджа Буша, будущего президента. В начале 2001 года Буш назначил его юридическим советником Белого дома. А в 2005 году Сенат большинством голосов утвердил Гонсалеса в качестве министра юстиции. Он стал первым в истории США латиноамериканцем на этом посту.


Критики Буша связывают имя Гонсалеса с оправданием пыток заключённых в тюрьме "Абу-Грайб", с ограничением прав на юридическую защиту заключённых в тюрьме Гуантанамо, с попыткой замять дело о рассекречивании сотрудницы ЦРУ Валери Плейм... Но главное обвинение состоит в том, что будто бы для него служение политическим интересам президента Буша и преданность дружбе с ним были выше независимости юридической системы. По поводу отставки 52-летнего Гонсалеса президент Буш сказал: «После месяцев несправедливого отношения, которое серьёзно мешало работе Министерства юстиции, Альберто Гонсалес решил оставить свой пост и я одобрил его решение».


Вот что сказал об отставке Гонсалеса бывший пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер.



Ари Флейшер: Меня удивила отставка. Я надеялся, что он устоит перед, на мой взгляд, несправедливой волной обвинений в его адрес. История показывает, что пост министра юстиции стал, как никогда раньше, одним из самых критикуемых и уязвимых. Проблема в том, что Конгресс слишком политизировал свое отношение к Министерству юстиции. Это и несправедливо, и опасно, потому что парализует работу министерства и входящих в его систему правоохранительных органов.



Ян Рунов: Гонсалес - четвертый за последний год высокопоставленный сотрудник администрации и личный советник Буша, вынужденный уйти в отставку. До него это сделали Дональд Рамсфелд, Пол Вулфовиц и Карл Роув.



Юрий Жигалкин: Прокомментировать отставку министра юстиции я попросил американского политолога, сотрудника института Катона в Вашингтоне Джона Сэмплса.



Джон Сэмплс: В Министерстве юстиции и в американских политических кругах давно существовали сомнения в управленческих способностях Гонсалеса, как и в его, так сказать, политических инстинктах. Эти его слабые стороны дали о себе знать в сложных ситуациях, когда, например, глава Министерства юстиции должен был объясняться перед Конгрессом по поводу юридически неоднозначных решений администрации Буша о проведении прослушивания телефонных разговоров лиц, подозреваемых в причастности к терроризму, или когда ему пришлось объяснять подробности увольнения в отставку нескольких федеральных прокуроров. Парадоксально то, что в этих ситуация Белый дом не совершил ничего незаконного, суды затем частично санкционировали практику прослушивания, увольнение прокуроров также соответствовало букве закона. Но сам Гонсалес предстал во время слушаний в Конгрессе как человек, который не готов отвечать за вверенное ему министерство, как человек, пытавшийся скрыть неудобную, как ему казалось, для администрации истину. Его репутация в глазах Конгресса была безнадежно подмочена. Это касается не только демократических оппонентов администрации, но и многих республиканцев, и, в конце-концов, он превратился в политическую обузу для президента и республиканской партии.



Юрий Жигалкин: В чем, на ваш взгляд, была главная ошибка Гонсалеса?



Джон Сэмплс: Думаю, в том, что он не был достаточно решителен в защите своей позиции с самого начала. Он пытался уйти от ответа, скрыть какие-то подробности от Конгресса и это вызвало приступ негодования законодателей. Возможно, что он был обречен еще и потому, что демократам требовалась жертва. Ведь многомесячные усилия Конгресса, пытавшегося ограничить полномочия Белого дома в том, что касается ведения военной кампании в Ираке или войны с терроризмом, обернулись практически ничем. Отставка Гонсалеса дает законодателям повод сказать, что они добились результатов в противостоянии с администрацией.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, является ли уход министра юстиции серьезным ударом по Белому дому?



Джон Сэмплс: Я думаю, Белый дом отчасти нейтрализовал потенциальные потери, не поддавшись на требования Конгресса уволить Гонсалеса еще несколько месяцев назад. Во-первых, президент Буш в результате этого не выглядит лидером, который капитулировал под сильнейшим давлением законодателей. Во-вторых, драма Гонсалеса отвлекла на себя много сил и эмоций конгрессменов, которые могли быть брошены на другие фронты борьбы с администрацией. В-третьих, республиканцы, думаю, рассчитывают, что атака демократов на первого в истории страны министра юстиции-латиноамериканца будет стоить им во время выборов голосов представителей этнических меньшинств.



Юрий Жигалкин: Американский политолог Джон Сэмплс комментировал уход в отставку министра юстиции США Альберто Гонсалеса.


Коротко о некоторых из новостей дня и о новых разочарованиях американских домовладельцев.


Американские средства информации сильно надеются, что президентская кампания обернется для них манной небесной. Многие газеты, балансирующие на грани выживания, и телестанции, затянувшие пояса из-за уменьшения поступления рекламной прибыли, которая все больше уходит на Интернет, рассчитывают, что увеличившийся на несколько месяцев предвыборный цикл принесет им миллиарды долларов доходов. В этом году первичные партийные выборы начнутся как никогда рано - в январе - и некоторые кандидаты уже инвестируют миллионы в рекламу. Мультимиллионер Митт Ромни, мало известный широкой аудитории, успел потратить два миллиона в первой половине нынешнего года, средства информации ждут от него еще не одного десятков миллионов рекламных долларов. По подсчетам экспертов, только телевизионные станции заработают на предвыборной рекламной агитации 3 миллиарда долларов, в четыре раза больше, чем на прошлых президентских выборов. Но эти деньги, скорее всего, дадут некоторым средствам информации лишь передышку в борьбе за выживание.


Очередные сексуальные прегрешения известного политика взбудоражили в понедельник Вашингтон. Один из ветеранов Конгресса 62-летний сенатор-республиканец Ларри Крэйг, как выясняется, был арестован 11 июня в миннесотском аэропорту по обвинению в непристойном поведении. Сенатор, сидя в кабинке общественного туалета, протянул ногу на половину соседа в манере, которая, согласно полицейскому протоколу, не оставляла сомнений в намерениях Крэйга. На беду сенатора, в той самой соседней кабинке справлял нужду полицейский. Рассчитывая быстро и без огласки разрешить проблему, сенатор подписал бумагу, признав вину, уплатил штраф и был условно приговорен к году заключения. Как этот эпизод стал достоянием гласности, и почему этого не произошло раньше, пока не известно, но в понедельник сенатор Ларри Крэйг заявил, что он сожалеет о том, что он согласился признать вину впопыхах, не посоветовавшись со своим адвокатом, что в действительности полиция превратно представила обстоятельства инцидента и его действия.


Американских домовладельцев в понедельник ожидала очередная плохая новость. Спрос на дома в июле упал в очередной раз. Предложение недвижимости растет, а цены на жилье снижаются двенадцатый месяц подряд. Эксперты предсказывают, что в будущем году цены на дома упадут в среднем на два процента. Впрочем, уже сейчас в некоторых регионах, например, Калифорнии некогда счастливые владельцы собственности узнали, что их дома могут обесцениться за несколько месяцев на 10-15 процентов. С этим столкнулись, например, жители Inland Empire («Внутренней империи»), района совсем недавно застроенного жильем люкс. Слово - Владимиру Морозову.



Владимир Морозов: Нельзя сказать, что в «империи» живут бедняки. Два года назад семья Шахов купила дом площадью более 350 квадратных метров за 750 тысяч долларов. Приблизительно такой же была тогда цена дома Гордонов и других новоселов. Сейчас они стоят на 200 тысяч меньше. Что случилось? По мнению специалистов, рынок недвижимости перенасыщен, желающих продать дом больше, чем покупателей. Но новоселы из "Внутренней империи" жалуются не на циклическое развитие экономики, а на строящую дома корпорацию Centex . Она, мол, продает и сдает так называемые семейные дома типа люкс кому попало по заниженным ценам. Эти «кто попало» не стригут траву на участках и не подбирают за собой пивные банки, что еще больше снижает стоимость недвижимости. Но можно понять и корпорацию Centex : она потратилась на строительство домов, и если их не берут приличные люди, она готова сбыть их черту.



Димсдейл: Спрос на дома сокращается. Например, компания Toll Brothers , строящая и продающая дома, сообщает, что число людей, которые разрывают контракты о покупке нового жилья, быстро растет, и сегодня оно рекордное за 21 год существования компании.



Владимир Морозов: Экономист Джон Димсдейл говорит, что квартальный доход компании Toll Brothers снизился на 150 миллионов долларов по сравнению с прошлым годом. Компания Home Lenders перестала принимать заявления на выдачу займов на строительство домов, закрывает свои офисы по всей стране и увольняет 16 тысяч человек. Что делать, если продажа домов снижается пять месяцев подряд, а цена уже 12 месяцев. Для того чтобы оживить рынок недвижимости, Федеральный резервный фонд собирается понизить учетный процент.



Мелвоу: Федеральный банк понижает процент, чтобы сделать покупку денег дешевле для банков и их клиентов. Это будет правильное решение.



Владимир Морозов: Экономист Джулиан Мелвоу считает, что проблемы рынка жилья временные. То же говорят агенты по продаже недвижимости отчаявшимся гражданам "Внутренней империи": рынок жилья должен оправиться. Но сколько лет придется этого ждать…



Юрий Жигалкин: Как предполагают некоторые аналитики, многим американцам, ставшим домовладельцами в последние пять лет, скорее всего, придется расстаться со своими домами, поскольку они попросту были им не по карману. Расстаться с частью американской мечты, о которой написано столько песен.


XS
SM
MD
LG