Ссылки для упрощенного доступа

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов об Анне Политковской


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.



Марк Крутов: Сегодня Анне Политковской могло бы исполниться 49 лет. Журналистка была убита почти год назад, 7 октября, в подъезде собственного дома. Накануне годовщины трагедии прокуратура обнародовала последние данные о расследовании. Задержано, как заявляется, уже больше 10 человек. Хотя по-прежнему ни слова не говорится о конкретных организаторах преступления. Основным местом работы Анны была "Новая газета", с главным редактором которой Дмитрием Муратовым мы сейчас на прямой связи.


Дмитрий, с какими мыслями и как, Дмитрий, вы и ваши коллеги будете сегодня вспоминать Анну Политковскую?



Дмитрий Муратов: В этот день рождения, конечно, мы будем работать. Если прошлый день рождения мы провели в ее любимом ресторанчике в районе метро "Новослободская", то на этот раз - только в редакции. Возле ее портрета поставим красное вино. Водку она не любила, когда мы этим делом занимались, она на нас покрикивала. Ее друзья коллеги, Алексеева Галина Михайловна, Гарри Каспаров, они хотят провести на Пушкинской площади митинг, посвященный Ане, в 18 часов, митинг, разрешенный мэрией. А мы продолжим, естественно, в первую очередь заниматься расследованием обстоятельств Аниной смерти. Там есть у нас серьезные подвижки и перспективы.



Марк Крутов: Считаете ли вы, что следствие сейчас, как раз накануне смерти Анны, начавшее называть имена и фамилии задержанных по этому делу, способно выйти и назвать настоящих заказчиков убийства?



Дмитрий Муратов: Я разделю ваш вопрос на оптимистичную, как ни трагична эта ситуация, часть и на часть идиотскую. Мы работали вместе со следствием все эти долгие месяцы, круглосуточно. Ведь Аня написала свыше 500 материалов в газете, и каждый из материалов, поскольку она выступала за людей и критиковала тех, кто этих людей унижал, в них было огромное количество мотивов для того, чтобы с ней вот так вот обойтись. Вычленили основные мотивы, поняли их, услышали их. Появились различные люди, мутные люди из мутной среды, которые предлагали свои посреднические услуги. Некоторые из них, как, например, бывший мэр Грозного Гантамиров, пришел и сказал, что в Москве сейчас группы, одна из них хочет убить Байсарова, вторая - убить его, Гантамирова, а третья - убить Анну Политковскую. Мы попросили, чтобы сотрудники МВД внимательно выслушали всю эту историю. И они это выслушали. Гантамиров сумел себя защитить каким-то образом сам, а Байсарова убили прямо на Ленинском проспекте те самые приехавшие с наборами киллеров в Москву милиционеры из Чечни. Когда их арестовали за ношение оружия, их из околотка освобождал целый полковник ФСБ по фамилии, по-моему, Большов. Это слияние силовиков в погонах криминального свойства и больших московских федеральных силовиков создает такую вот устойчивую возможность для решения таких проблем, которые решены с Анной Степановной.


Мне кажется, следствие, особенно бригада Гарибяна, она вышла на правильный путь. Такова моя точка зрения, такова точка зрения моего заместителя Соколова Сергей, который занимался вплотную этим делом, такова точка зрения Ильи Политковского, которого следственная бригада не держала на голодном пайке, пользуясь его помощью, и делилась с ним какими-то важными вещами. А дальше начинается чудовищная история. Она войдет, видимо, во все учебники в главу "Как развалить так хорошо начавшееся уголовное дело и с какой целью". Вдруг появляются опубликованные... у нас-то они были, но мы же сохраняем тайну следствия, мы хотим, чтобы Анины убийцы сели на скамью подсудимых, получили свои сроки, надеюсь, пожизненные. И в это время кто-то из силовых структур делает слив в "желтую" газету, в таблоид, где печатаются с ошибками какими-то (видать, человек со слуха записывал) фамилии всех задержанных. Здорово получилось! Таким образом, вся неожиданность очных ставок, кто-то задержан, кто-то не задержан, вся эта оперативная игра следствия оказывается насмарку. Больше того, всем оставшимся на свободе пособникам - обнародовали список всех, кто причастен к убийству Политковской. Естественно, для них это знак скрыться и никогда не появляться в обозримом времени на территории моей страны. И это еще тоже не все. Вдруг прокурор, который замечательным образом курировал следствие, он безукоризненно работал, помогая бригаде Петра Гарибяна расследовать это тяжелейшее преступление, в котором огромное количество сложнейших технических вещей было... Там эта бригада вообще интеллектуальные подвиги совершала, не побоюсь этого слова. И вот, когда нужно в спокойно тишине следствия... Мы-то отбивались, мы говорил: "Ребята, мы ничего не будем говорить". На "Новую газету" обижались, "вы не делаете никаких комментариев". Но там-то нужно было как можно быстрее, точнее, без утечки информации все это сделать. Тем более, появились же всякие журналисты российские, приближенные и обслуживающие интересы специальных служб, которые уже начали складывать все свои версии, в которых никакой основы не было, но была идеологическая необходимая подоплека. Много публикаций этих уже прошло, подготавливая общественное мнение, что это - враги России за рубежом. И после задержания выступает генеральный прокурор и говорит: "Это, конечно, враги за рубежом". И для меня понятно, что скрывается за этой фразой. А скрывает вот что: адвокат, передайте своим подопечным, задержанным, какой версии им выгодно придерживаться, и эту версию будет составлять следствие Генеральной прокуратуры, и сделка с правосудием возможна.


XS
SM
MD
LG