Ссылки для упрощенного доступа

Десятилетие со дня гибели принцессы Дианы: скорбь и сплетни



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.



Дмитрий Волчек: 31 августа исполнилось 10 лет со дня гибели принцессы Дианы. В пятницу в Лондоне в присутствии королевы Елизаветы Второй прошла торжественная поминальная церковная служба, посвященная Диане; в ее организации приняли участие принцы Уильям и Гарри. Однако и спустя десять лет все еще циркулируют слухи о том, что принцесса стала жертвой преднамеренного убийства. Рассказывает Наталья Голицына.



Наталья Голицына: Несмотря на выводы официальных расследований причин гибели принцессы Дианы, проведенных французскими и британскими властями, согласно которым она погибла в результате несчастного случая, в Англии все еще циркулируют слухи о заговоре, целью которого было убийство принцессы. На этой версии на протяжение десяти лет настаивает отец погибшего вместе с Дианой ее возлюбленного Доди аль Файеда владелец фешенебельного лондонского универмага «Харродс» Мохамед аль Файед. Он обвиняет в убийстве Дианы королевскую семью и британские спецслужбы, которые якобы хотели предотвратить брак его сына и принцессы. Аль Файед в очередной раз подал иск в суд, требуя нового расследования, ссылаясь на вновь открывшиеся обстоятельства. Речь идет о недавних показаниях французского пожарного, который спустя год после автокатастрофы обнаружил в сгоревшей машине тело папарацци Джеймса Андансона. Полиция пришла к выводу, что имело место самоубийство. Однако пожарный настаивает, что он видел следы двух пуль в черепе папарацци. Таблоиды пишут, что именно Андансон был тем самым водителем загадочного белого «фиата» (его так и не удалось обнаружить), который будто бы задел в парижском туннеле «Мерседес», в котором находилась Диана, и тем самым спровоцировал автокатастрофу. Те же таблоиды считают погибшего папарацци агентом британских спецслужб. Самое удивительное, что Мохамеду аль Файеду удалось добиться проведения новых слушаний дела о гибели Дианы, которые состоятся в октябре этого года. Однако у теории заговора множество противников; они считают, что она выгодна лишь наживающейся на этом бульварной прессе. Даже епископ Лондона Ричард Шартр затронул эту тему на поминальной церковной службе, призвав прекратить спекулировать на ее памяти.



Ричард Шартр: Через десять лет после трагической смерти Дианы всё еще постоянно возникают разного рода «негодования» по поводу того или другого инцидента. Память о принцессе используется для корыстных целей. Давайте покончим с этим уже здесь. Сделаем так, чтобы эта поминальная служба стала событием, после которого мы дадим наконец Диане почить в мире.



Наталья Голицына: Епископ Лондона Ричард Шартр. Однако голос епископа, похоже, останется голосом вопиющего в пустыне. Еще одно популярное объяснение причины гибели Дианы – преследование ее автомобиля группой папарацци, что якобы заставило шофера увеличить скорость. Много говорится и о сложных отношениях Дианы с прессой, которая ее постоянно преследовала. Говорит королевский биограф Роберт Лейси.



Роберт Лейси: Диана любила быть в центре внимания прессы. Как и многие знаменитости, она нуждалась во внимании СМИ. Ей всегда нравилось видеть свои фотографии в газетах и журналах. Это говорит о ее стремлении постоянно находиться на виду, быть в центре внимания. Она наслаждалась манипуляциями своего имиджа в мировой прессе. Всё это уходит корнями в ее детство и юность. Она происходила из неблагополучной и по существу разбитой семьи. Единственным способом для ее отца демонстрировать любовь к ней было фотографироваться с рядом с дочерью. В семейном архиве сохранились любительские кинопленки, на которых Диана ребенком откровенно позирует, и это был для нее единственный способ продемонстрировать любовь к отцу и единственный способ самовыражения. Это продолжалось в течение всей ее жизни.



Наталья Голицына: Согласны ли вы с мнением, высказанным недавно «Таймс», что «наследие Дианы – это не более чем бесконечные колонки лести и спекуляций»?



Роберт Лейси: Нет, не согласен. Диана была важным символом своего времени. Одной из причин, почему эта красивая женщина привлекала в 80-е годы столь страстное сочувствие публики, было то, что премьер-министром страны была пожилая, непривлекательная дама, не вызывавшая ни сочувствия, ни интереса. «Железная леди» всем казалась лишь частью государственной машины. Публике нужен был кумир. И то, как Британия прореагировала на смерть Дианы свидетельствует о том, что ее смерть была воспринята как национальная трагедия. Думаю, что наследие Дианы состоит прежде всего в том, что она сделала Британию более сердечной, более сентиментальной страной.



Наталья Голицына: Чем же объясняется, что через десять лет после гибели Дианы, королевская семья (а известно, что и королева, и ее супруг не любили принцессу) организовала эту помпезную поминальную службу, на которую были приглашены почти пятьсот гостей?



Роберт Лейси: Действительно довольно необычно, что через десять лет после кончины человека о нем так широко вспоминают. Когда скончался Черчилль, этого не произошло. Обычно после смерти великого человека проводится мемориальная служба, а затем жизнь продолжается. Тот факт, что и через десять лет королевская семья посчитала нужным организовать поминальную службу такого масштаба, говорит о двух вещах: о продолжающейся власти мифа о Диане и о тех проблемах, которые возникли у нее в связи с трагической гибелью принцессы. Организовав эту мемориальную службу, королевская семья хотела сказать: «мы помним о Диане, но жизнь продолжается, и мы хотим, чтобы это поняли и другие и перестали эксплуатировать память о ней». Думаю, что прежде всего это должно было оказать давление на отца Доди аль Файеда, который не перестает обвинять в гибели сына королевскую семью.



XS
SM
MD
LG