Ссылки для упрощенного доступа

В дни трехлетней годовщины теракта в Беслане потерпевшие требуют наказать чиновников


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Алан Цхурбаев.



Дмитрий Морозов: В дни трехлетней годовщины теракта в Беслане потерпевшие продолжают требовать наказания для чиновников и выражают недовольство юбилейными торжествами в Москве.



Алан Цхурбаев: Дни траура в Беслане начались со школьного звонка, прозвеневшего в руинах школы 1 сентября в 9 часов утра. Именно в это время три года назад террористы взяли в заложники 1128 человек. В центре спортзала школы, где погибла основная масса заложников, установлен крест, вокруг разложены красные гвоздики, горят свечи. По стенам спортзала развешаны фотографии погибших, в основном это дети. Здесь же висит плакат, который бесланские активисты установили накануне: «МВД и ФСБ России виновны в терроризме» - сказано там. По словам председателя комитета «Матери Беслана» Сусанны Дудиевой, плакат наделал много шума, посетить руины школы 1 сентября приезжали спикер Госдумы Борис Грызлов и полпред Владимира Путина в регионе Дмитрий Козак. Дудиева, которая сделала для раскрытия правды о теракте больше, чем кто-либо, считает, что за три года сделано очень много. Однако главная задача – наказание виновных, по словам Дудиевой, еще впереди.



Сусанна Дудиева: Конкретно мы хотим добиться того, чтобы Генеральная прокуратура приступила к расследованию действий оперативного штаба, действий или бездействий. Те вопросы, которые мы ставим перед Генеральной прокуратурой, они, в общем-то, просты и ясны, по поводу лжи, о чем лгал оперативный штаб – о числе заложников, о том, что террористы не хотят идти на переговоры, о том, что кассета пустая. Это вопросы того, кто принял решение четверым – Дзасохов, Зязиков, Аслаханов и Рошаль – не идти в школу, потом что есть угроза их жизни. Кто должен нести ответственность, что более 150 детей сгорели в огне.



Алан Цхурбаев: Празднование Дня города в Москве 1 сентября Дудиева называет «пиром во время чумы».



Сусанна Дудиева: Я думаю, что это искусственное, а может и глубоко продуманное разделение на тех, кто скорбит и плачет в эти дни, на людей пострадавших, на людей сочувствующих и на людей радующихся.



Алан Цхурбаев: Схожие чувства и у другой бесланской активистки Сидаковой Риты.



Риты Сидаковой: Значит, для вас – траурные дни, Беслан, а для Москвы – два дня гулянья. Для одних детей – праздники, представления, карусели, угощения, а для других детей – погребальные свечи и цветы. Это неправильно.



Алан Цхурбаев: Сотрудник парламента Северной Осетии Израэл Тотоонти – один из тех, кто работал над докладом республиканской парламентской комиссии. Главный вывод того доклада: первый взрыв в спортзале школы был спровоцирован выстрелом огнемета, произведенным извне.



Израэл Тотоонти: В 13 часов 3 сентября, на 53 час после захвата, в зале находились 1072 заложника. Убиты были три вне школы и 17 расстрелянных мужчин, большинство из которых были выброшены со второго этажа в сторону железной дороги. 20 человек, я не говорю много это или мало, но не 333. И поэтому, по нашему убеждению, ключевой момент – автор первого взрыва, природа этого взрыва, потому что все таки 333 – это одно, а 20 – это гораздо меньше.



Алан Цхурбаев: Траурные мероприятия в Беслане продолжаются. Учебный год здесь начнется только 5 сентября.


XS
SM
MD
LG