Ссылки для упрощенного доступа

Памяти леди Дианы. 10 лет со дня смерти народной принцессы


Ирина Лагунина: Церемония памяти в Лондоне.



Принц Гарри: Она навсегда останется в памяти благодаря ее потрясающей общественной работе. Но за светом прожекторов, для нас, для двоих любящих детей, она была, говоря просто, самой лучшей матерью в мире.



Ирина Лагунина: 10 лет назад в автокатастрофе в Париже погибла принцесса Уэльская Диана. На экранах телевизоров архивные записи сменяют одна другую. За десять лет мы уже все это видели, но хочется смотреть еще и еще. Ее лица никогда не бывает достаточно, как и ее грации, отточенных внутренним благородством в смеси с королевским проколом движений. Кто-то говорит сегодня о всемирном культе Дианы. Ну что ж, это культ красоты, за которой так гонялись папарацци. 10 лет назад через несколько часов после ее смерти мы с Еленой Коломийченко сделали специальный выпуск программы – памяти принцессы Дианы. Самое пронзительное воспоминание – вернуться в то время. Слово нашему корреспонденту в Париже Дмитрию Савицкому.



Дмитрий Савицкий: Слово «папарацци» придумал в 60 году Федерико Феллини. Во время съемок «Сладкой жизни» нужно было дать какое-то новое слово этим волкам и волчатам, гонявшимся по Риму за скандинавской секс-бомбой. С тех пор «папарацци» вошло в обиход и стало обозначать ту категорию фотожурналистов, что преследуют знаменитостей, пытаясь сорвать большой куш в мире популярной прессы. В освещенном желтыми противотуманными лампами туннеле семь мотоциклистов нежеланным эскортом висели на хвосту «Мерседеса». За рулем был шофер службы безопасности гостиницы «Риц». Полупустой туннель был идеальным местом для того, чтобы оторваться от преследователей и выскочить на мост Альма. «Мерседесу» потребовалось несколько секунд, чтобы набрать скорость 160 километров в час. Затем он ударился о левую колонну туннеля и его, смяв мощную машину в гармошку, отшвырнуло и ударило о правую стенку туннеля. Доди был мертв, Диана смертельно ранена. Папарацци вместо того, чтобы попытаться оказать первую помощь, щелкали фотокамерами. Мертвый свет фотовспышек растаскивал последние кадры жизни самой популярной женщины на планете. Вдалеке уже слышался вой полицейских машин и машин «скорой помощи».


Некоторые обозреватели называют гибель принцессы Дианы современной греческой трагедией. Сказочная принцесса, венчающаяся с наследником британской короны, идиллическая пара Чарльз и Диана на фоне зеленых холмов провинции или на палубе королевской яхты «Британия», рождение детей, охлаждение в отношениях между супругами, измены, любовники или любовницы и, наконец, публичное признание Чарльза, как и Дианы, о настоящем положении дел, решение королевы о разводе, потеря Дианой королевского титула и, наконец, ее горькие слова о том, что лишь судьба ее детей вынуждает ее жить в Великобритании. Плюс новая любовь. Отец - египетский миллионер, владелец лондонского «Харродса» и парижского «Рица», по слухам, повлиявший на уход с политической сцены самого Джона Мейджора, и сын - 40-летний плейбой, бизнесмен и кинопродюсер. И весь этот жизненный маршрут с момента помолвки с Чарльзом и до смерти, вернее, и после смерти сопровождался, как жизнь в тундре роем мошки и комаров, щелканьем фотокамер и треском фотовспышек. День и ночь, месяц за месяцем, год за годом. Цепочка папарацци, затравивших таки Диану, идет от читателей, от каждого, кто покупает эти так называемые популярные газеты и журналы, читатели разожгли аппетит прессы к скандальным снимкам. Читатели, жадные до деталей чужой жизни, живущие вприглядку, полные зависит и обожания, все остальное лишь бизнес. Рынок создают те, кто покупает.



Елена Коломийченко: Ну а теперь попросим Наталью Голицыну из Лондона рассказать о жизни принцессы Дианы, девочки из аристократической британской семьи, ставшей народным кумиром, народной принцессой, и не только в Британии. Испанская «Мунде» назвала королевой сердец. Британская «Гардиан» написала о трагической жизни и еще более трагической смерти принцессы. Итальянская «Република» подчеркивает, что Диана давно стала символом эпохи. Французская «Суар» говорит о сказке, завершившейся кошмаром. Итак, Наталья Голицына.



Наталья Голицына: Принцесса Диана, до замужества леди Диана Френсис Спенсер, родилась 1 июля 61 года в имении своего отца в Сандригаме. Она была третьей дочерью графа Спенсера. Род Спенсеров связан родственными узами с английскими королями Карлом Вторым и Яковом Вторым из династии Стюартов. Среди предков Дианы встречаются и такие исторические личности как герцоги Бэтфорд и Мауэр. В семье Спенсеров существует давняя традиция службы при королевском дворе. Диана Спенсер училась в обычной английской провинциальной школе, а затем в школе для девочек в Швейцарии. В школе у нее проявилась заметная склонность к музыке, друзья считали ее прекрасной пианисткой. В 79 году 18-летняя Диана начала работать воспитательницей одного из лондонских детских садов. Примерно тогда же ее старшая сестра леди Джейн Феллоуз познакомилась ее с наследником британского престола принцем Чарльзом, который был на 13 лет старше Дианы. В феврале 81 года было объявлено об обручении 19-летней Дианы и 33-летнего принца Уэльского. В июле того же года состоялась их свадьба. Венчание Дианы и Чарльза проходило в лондонском соборе Святого Павла. Их свадьба превратилась в национальный праздник. 600 тысяч лондонцев выстроились на пути кортежа с новобрачными от Букингемского дворца до собора Святого Павла. Свадьбу наследника британского престола наблюдало по телевидению более миллиарда человек на всех континентах.


Со времени своего замужества принцесса Диана активно исполняла протокольные обязанности члена королевской семьи, представляя Британскую корону на разного рода официальных церемониях. На протяжении многих лет имя Дианы было тесно связано с миром высокой моды. Она покровительствовала британским модельерам. Многие известные дома моды создавали специально для нее свои лучшие модели. Огромное внимание принцесса уделяла благотворительности. Она была тесно связана со многими благотворительными организациями, некоторые из них она возглавляла. Диана активноучаствовала в кампаниях по борьбе со СПИДом, занималась проблемами детей-инвалидов, а в последнее время включилась в кампанию по запрещению использования мин. Ее любовь к музыке вылилась в неустанную работу по организации музыкальных фестивалей и поддержке оркестров и балетных труп. Она была патроном Уэльской оперы, Лондонского балета, Королевской музыкальной академии.


В конце 80 годов поползли слухи о неблагополучии в королевском семействе. Слухи эти обросли фактами, когда в 92 году в свет вышла первая обширная биография принцессы Дианы. Ее автор Эндрю Мортон, ссылаясь на Диану, утверждал, что она несчастна в браке и что она даже пыталась покончить с собой. В последовавшем после этого телевизионном интервью принц Чарльз признал, что на протяжении всего своего брака с Дианой был связан с другой женщиной Камиллой Паркер Боулз, роман с которой длился почти 20 лет. В ноябре 95 Диана так же решила высказаться в телевизионном интервью, широко транслировавшемся во всем мире. В этом сенсационном интервью Диана поведала миру о фактическом распаде ее брака с Чарльзом, об отчаянии, которое ее охватило, когда она узнала об измене мужа. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, до глубины души потрясенный смертью Дианы, назвал ее народной принцессой, которая навсегда останется в сердце и памяти народа Великобритании.



Ирина Лагунина: Мы беседуем с нашим корреспондентом в Вашингтоне Владимиром Дубинским. Владимир, что происходит на улицах Вашингтона после известия о гибели принцессы?



Владимир Дубинский: Перед тем, как придти в студию, я побывал у британского посольства в Вашингтоне, расположенного на одной из самых красивых улиц города Массачусетс авеню возле резиденции вице-президента США и Национального кафедрального собора. Там собрались сотни людей, государственный флаг Великобритании приспущен, многие собравшиеся одеты в черное, а некоторые одели бело-красно-синие майки по цветам британского национального флага. Многие женщины рыдали, не смогли сдержать слез и некоторые мужчины. На ступенях, ведущих к воротам посольства, лежат сотни букетов цветов - белых роз, гвоздик, лилий, полевых цветов, горят свечи. К многим букетам прикреплены записки, на одной из них стихи: «В лице Дианы Бог нам дал нам бесценный подарок, но мы его слишком рано утратили. Ее улыбка, ее доброта никогда не будут забыты». В другой записке написано: «Для нас Диана была символом красоты, изящества и доброты». К букету белых хризантем прикреплена вырванная из ученической тетради страница, на которой детским почерком написано: «Мы так тебя любили и мы знаем, что теперь ты предстала перед Богом и что рядом с тобой никогда не будет никаких репортеров». Эти трогательные слова написали девочки 14-летняя Киллен и 7-летняя Элиса.



Елена Коломийченко: Из всей семьи Дианы лишь ее брат Чарльз Спенсер немедленно сделал заявление прессе.



Чарльз Спенсер: Сейчас время скорби, а не обвинений. Тем не менее, я должен сказать, что я всегда думал, что пресса в конце конов убьет ее. Но я даже не мог себе представить, что они сыграют такую непосредственную роль в ее гибели, как это, видимо, произошло. Кажется, что у каждого издательства или редактора каждого издания, которое платило за ее фотографии, вторгающиеся в ее жизнь и эксплуатирующие ее образ, у каждого издателя или редактора, который поощрял алчных и безжалостных людей рисковать всем в погоне за снимком Дианы, сегодня руки в крови.



Ирина Лагунина: Таков текст заявления брата Дианы Чарльза Спенсера. С моменты гибели принцессы Дианы журналисты сами начали разговор о том, насколько правомерным было поведение внештатных фотографов. Когда принцесса Диана еще только набирала популярность в прессе и обществе, она сказала мимоходом журналистам: «Вы знаете обо мне все, кроме одного - вы не знаете, какие чувства у меня сейчас в душе. И я вам этого не скажу».



Елена Коломийченко: Смерть принцессы Дианы. Мы вновь возвращаемся в Париж. Вот что рассказывает Семен Мирский.



Семен Мирский: Гибнет британская принцесса. Президент республики, не говоря уж о премьер-министре, является в клинику. Более того вынос тела и эскортирование катафалка на военный аэродром с целью транспортировки гроба в Лондон сопровождается полной военной церемонией, которую республиканский протокол предусматривает только для глав иностранных государств. Как объяснить эту, объективно говоря, аномалию? Принцесса Диана Спенсер, бывшая жена наследника британского престола, непреходящий предмет бульварной прессы, сделала по общему убеждению самых авторитетных комментаторов здесь в Париже гораздо больше для сохранения британской монархии, чем самые закостенелые консерваторы-монархисты и самые строгие блюстители нравов. Диана была принцесса, пусть и разведенная, пусть и временами несчастная, но все-таки принцесса, настоящая.



Ирина Лагунина: Памяти принцессы Дианы. Вы слушали фрагменты специальной передачи, которую мы с Еленой Коломийченко подготовили ровно десять лет назад.


XS
SM
MD
LG