Ссылки для упрощенного доступа

В Москве открылась международная книжная ярмарка


Первый стенд у входа в главный павильон. <a href="/photogallery/312.html" target="_new">Смотреть фоторепортаж</a>
Первый стенд у входа в главный павильон. <a href="/photogallery/312.html" target="_new">Смотреть фоторепортаж</a>

5 сентября открывается Московская международная книжная выставка-ярмарка. Главный иностранный гость этого года — Китай, церемонию открытия ярмарки проведут премьер-министры России и Китая. Условием участия в ярмарке стало соглашение о недопущении на стенды книг, пропагандирующих фашизм, ксенофобию и жестокость, а также провоцирующих национальную рознь.


Заместитель руководителя оргкомитета ярмарки Владимир Григорьев сообщил, что разработчики соглашения, то есть оргкомитет и Федеральное агентство по печати, исходили из конституционных формулировок. У организаторов, по его словам, не было цели подменить собою суд и правоохранительные органы, они выступали исключительно в роли рекомендаторов, а не цензоров. Это касается книг, которые пропагандируют нацизм: «У каждой книжки есть своя история, — говорит Владимир Григорьев. — Допустим, книгу "Майн кампф" легально нельзя издавать. Права на книгу "Майн кампф" находятся у правительства Баварии, поэтому любое издание книги "Майн кампф" — это нарушение авторских прав. Так когда-то поступили наши немецкие коллеги. Поэтому появление "Майн кампф" — это уже нарушение авторских прав, поэтому эту книгу можно изымать из любой продажи. В последнее время появилась книга "Адольф Гитлер" — пропагандистское издание 1940 года, рассчитанное на молодежную аудиторию, без научного комментария, без ссылок, без вообще любого аппарата, она была просто переведена на русский язык и издана. Поэтому то, что мы можем сделать, мы можем взять на себя какие-то не репрессивные, но, скажем так, моральные функции, что мы и делаем».


«Я думаю, что это, скорее всего, перестраховка организаторов, — говорит Александр Иванов, главный редактор издательства Ad Marginem, издатель французской философии, Сорокина, Лимонова и Проханова. — Здесь нет никакой строгости. Законодательство тогда эффективно, когда оно носит запретительный характер, а не разрешающий, и здесь сделана попытка что-то запретить. В принципе, это благородный юридический ход. Когда вам известно, что запрещено, мы как бы действуем достаточно свободно, потому что все остальное, по определению, разрешено. Но поскольку здесь очень не определена сфера того, что запрещено, непонятны критерии, по которым та или иная книга объявится запрещенной, то эффект от этого скорее такой, я бы сказал, мутный. Предупреждение вынесено, но чего оно касается — совершенно непонятно. Безусловно, есть какие-то издания, распространение которых должно быть ограничено. Безусловно, организаторы той или иной ярмарки имеют право эти издания назвать. Но тогда они должны их перечислить и перечислить причины, по которым они считают недопустимым присутствие этих изданий на ярмарке. Все остальные попытки ограничиться или как-то запретить ту или иную книгу, то или иное издание являются неэффективными по меньшей мере. А в более широком контексте они являются в глазах публики очередной попыткой завинтить какие-то гайки, сделать ситуацию более управляемой, что мы имеем сейчас в политической, идеологической сфере и так далее».



Китай — главный гость ярмарки


О том, что представлено на ярмарке, можно судить уже по тому плану, который получили журналисты. Только что произошло официальное открытие Московской международной книжной ярмарки, в котором принимает участие первый вице-премьер России Дмитрий Медведев и первый вице-премьер Китая Чен Жи Ли. И в приветственных речах обоих лидеров звучит очень явно тема межгосударственной важности этой ярмарки. Китай является приглашенным гостем, главным гостем Московской международной книжной ярмарки, а в прошлом году Россия была приглашенным гостем Китая. И Дмитрий Медведев, в частности, напомнил, что Московская международная книжная ярмарка возникала под лозунгом «За мир и прогресс». И вот те слова, которые звучат сейчас из уст Чен Жи Ли, первого вице-премьера Китая, они сейчас транслируются на плазменном экране, и они очень сильно напоминают о неких советских формулировках: мир, прогресс, межгосударственное сотрудничество... «Китайские писатели высшей категории на литературном поприще Китая будут проводить углубленный обмен опытом и мнениями с писателями России». На стенде Китая, почетного гостя ярмарки, будет представлено свыше 20 тысяч китайских книг.


Понятно, что Московская международная книжная ярмарка — это главное государственное мероприятие, и если говорить об общем спектре книг, то бросается в глаза, что в этом году гораздо меньше книг политической направленности. Нельзя всерьез считать политической книгой совместную книгу Владимира Жириновского и такой бизнес-леди Лени Лениной, которая сегодня, наверное, единственная такая политическая книга, которая будет представлена. Однако Жириновский и лидер коммунистов Геннадий Зюганов появились перед началом ярмарки и поговорили о ее государственном значении, о роли книгоиздания. В общем, говорилось уже и о том, что Китай — это одна из главных книгопроизводящих стран, и России предстоит ее догонять. Вообще, образ Китая, как мне кажется, является таким очень любопытным теперь образом для самоидентификации культурной, поскольку посттоталитарный опыт Китая связан еще и с рыночной успешностью. Такое есть ощущение, что для культурной самоидентификации России, в которой эта книжная ярмарка одна из, безусловно, важнейших вех, недаром правительственные чиновники ее открывают, Китай является таким образом положительной идентификации.


На ярмарке, кстати сказать, практически отсутствуют ярмарочный, то есть фестивальный компонент, компонент какой-то радости и легкого безумия, который всегда был с этой ярмаркой связан. То есть, несмотря на то, что с каждым годом все больше становится павильонов, в этот раз все выглядит довольно строго и аскетично. То есть даже сцена, с которой сейчас китайский вице-премьер произносит приветственную речь, она очень аскетично выстроена. Вот сейчас речь закончена, звучат аплодисменты. Что немножко удивляет, это отсутствие практически шума. Потому что в прежние годы каждая компания себя довольно агрессивно рекламировала при помощи, в том числе, и звуковых эффектов.



Интерес к ярмарке политиков и международные контакты


Как всегда ярмарка занимает два огромных павильона — 20-й и 57-й. И на площади между ними есть еще четыре небольших павильона. Таким образом, организаторы решили проблему некоторой «базарной площади», которая всегда была на ярмарке. Между этими павильонами сейчас все выглядит гораздо более цивилизовано. Если и есть какой-то ярмарочный веселый момент, то он связан с личной фантазией издательств, которые свои павильоны каким-то смешным образом оформляют. Это могут быть надувные розовые зайцы или уж совсем какие-то немыслимые павлины.


Что касается деловой части, то она происходит скорее за кулисами ярмарки, имеются в виду самые главные контракты, которые были сегодня подписаны. Если судить по программе, это контракты между российской и китайской сторонами — между Российской академией наук и издательским холдингом провинции Хунань. А вообще, треть 57-го павильона, довольно большого, отдана китайским издателям. Всего в ярмарке участвуют около 2,5 тысяч издательских организаций из 60-ти стран. Некоторые из этих стран практически полностью заполняют павильоны. Например, Украина и Израиль поделили небольшой павильон №5.


Ярмарка, как всегда, вызывает интерес политиков. На открытие ярмарки приезжали Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский, презентацию своей новой книги только что закончил Григорий Явлинский. Книга посвящается экономическому состоянию российской экономической системы. Она так и называется «Российская экономическая система. Настоящее и будущее». Что любопытно, на презентации книги было около 150 человек, в то время, как на презентации большого красивого и даже с некоторой претензией и шиком сделанного альбома под названием «Путин», за этим изданием стоит «Комсомольская правда», было всего пять журналистов.



XS
SM
MD
LG