Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лариса Телицына .
Андрей Шароградский : Под лозунгом "Право на жизнь без насилия" в Вологодской области началась акция, которая называется "Белая лента". Ежегодно в России от домашнего насилия погибает 14 тысяч женщин. В последние годы жертвами насилия в семья все чаще становятся и мужчины. Рассказывает наш вологодский корреспондент Ларисы Телицына.
Лариса Телицына : В Вологодской области женщины - жертвы каждого третьего преступления. Организаторы первой в России акции "Белая лента" считают, что если даже полностью справиться с насилием в семьях нельзя, то, по крайней мере, снизить его уровень можно. Главное - не молчать. В течение месяца волонтеры, студенты Вологодского педагогического университета, будут разъезжать на роликах по городу и раздавать прохожим символ акции - белую шелковую ленту. Этот символ был придуман в Канаде в 1991 году. Надевшие ленту мужчины и женщины обязуются никогда не применять силу в отношении близких и не замалчивать известные им случаи насилия.
Ко дню начала акции, 3 сентября, было заготовлено 3 тысячи ленточек. Первая партия лент закончилась всего за один день. В Вологде работает специальный телефон доверия. Женщины могут не только излить душу, но и получить практическую помощь. Все звонки контролируются сотрудниками милиции и социальными работниками. Создается областная единая база пострадавших. Рассказывает представитель Департамента социального развития Лариса Каманина.
Лариса Каманина : Конечно, осуществляется выезд в эту семью и изучается ситуация. В первую очередь, это, конечно, органы внутренних дел, если там существует факт преступления. Кроме того, в наших учреждениях социального обслуживания, учреждениях семьи и детства существуют специальные такие мобильные группы, я их назову. Они оснащены транспортными средствами, и осуществляется выезд специалистов в семью, где изучается ситуация в комплексе, то есть происходит встреча со всеми членами семьи, если это не явный факт, то есть нет конкретных случаев побоев, то есть непонятно, что там происходит. Идет разговор, доверительный разговор с членами семьи, и изучается ситуация в семье.
Лариса Телицына : Социальный работник Людмила Паширова призывает женщин не скрывать, если их избили или унизили в семье.
Людмила Паширова : Она может простить своего мужа. Если она не хочет осложнять ситуация, не обращаться в травмпункт, не обращаться в больницу, не обращаться в милицию, она может позвонить на телефон доверия и излить свою душу. Но тот шок, который есть от оскорбления, от обиды, от физического насилия, уже не говоря про сексуальное, женщина может не оправиться. Она может потом всю жизнь ходить с перебитым позвоночником или с подогнутыми коленями, всего бояться, попасть в полное зависимое положение от мужа, который будет контролировать, сколько ложек супа она в свой рот опрокинет. Она становится очень подконтрольным человеком.
Лариса Телицына : В Вологодской области планируется создание кризисных центров как для женщин, жертв семейного насилия, так и для мужчин, жалоб от которых, кстати, с каждым годом становится все больше. В Вологде и Череповце уже работают психотерапевтические кабинеты, где женщины могут оправиться от семейных потрясений. А вот центром для мужчин всего два на всю Россию - в Архангельске и на Алтае. Вологда может пополнить этот список. В этом году акция "Белая лента" проводится на деньги шведской компании "Сида". Ее же специалисты обучают вологодских психологов и социальных работников работе с агрессорами. Рассказывает эксперт Стейн Ламбок.
Стейн Ламбок : Мы уже общались со специалистами, психотерапевтами и психологами. Говорили о терапии, терапии для агрессоров, социальной помощи, психологической поддержки и работы с агрессорами. Мы все знаем, что если посадить агрессора в тюрьму, и не помогать ему, то в результате никакого изменения в нем не произойдет. Очень часто сам насильник был когда-то жертвой насилия. Может быть, в детстве, в молодом возрасте он подвергался сексуальному насилию, физическому, психологическому. И как результат это повлияло на его поведение, на его психологию. И он стал насильником. Поэтому мы должны помнить, что сам насильник, когда-то был жертвой насилия.